04.06.2010

Наружку компаний малого и среднего рекламного бизнеса хотят размещать вне очереди

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, предусматривающий значительные преференции малому и среднему бизнесу в размещении рекламных конструкций

 Закон "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" в данный момент направлен в Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Его основное нововведение - муниципальная схема размещения рекламных конструкций. Установка всех рекламных площадок на земельных участках и зданиях, находящихся в госсобственности, должна будет осуществляться на основании этой схемы.

Sostav.ru и специалисты компании "КонсультантПлюс" Валентин Кислый и Олег Пшеницын попытались в ней разобраться, а также определить, какие позитивные изменения может внести законопроект в деятельность предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Сама схема размещения наружной рекламы должна разрабатываться с учетом сохранения архитектурного облика и благоустройства сложившейся застройки и безопасности дорожного движения. Она утверждается муниципалитетом сроком на 5 лет, однако эксперты полагают, что чиновникам не составит труда делать это чаще, тем самым меняя правила игры. Схема должна быть размещена в интернете.
Законопроектом также предусмотрен запрет на проведение торгов по размещению наружки на конструкциях, не указанных в схеме размещения.

Еще одной идеей законопроекта является поддержка малого и среднего рекламного бизнеса. Предполагается, что 60% места в муниципальной схеме размещения должно быть отдано для установки рекламных конструкций, принадлежащих малому и среднему бизнесу, оказывающему услуги по распространению наружной рекламы. Для таких предпринимателей планируется проводить конкурсы без участия крупного бизнеса. Соответственно, последний может участвовать в торгах, проводимых только в форме аукциона. (Напомним, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса. В первом случае выигрывает лицо, предложившее наиболее высокую цену, а во втором - лицо предложившее лучшие условия, по мнению конкурсной комиссии.)

Получается, что ограничение на участие в конкурсе разделяет участников борьбы за право заключить договор на размещение конструкций по "весовым категориям": крупный бизнес не сможет давить бюджетом предпринимателей.

Для малых и средних предпринимателей предусмотрены гарантии перезаключения договоров. Если договор заключен до 1 июля 2009 года, то им предоставляется право до 1 июля 2015 года перезаключить договор на новый срок без проведения аукциона или конкурса. Однако срок перезаключенного договора ограничен 1 июля 2018 года.

Единственное, что, по мнению экспертов, вызывает сомнение в данном законопроекте, - это установленный срок утверждения схемы размещения рекламных конструкций - 5 лет. Это скорее декларативная мера, которой местные чиновники должны придерживаться, но четкой ответственности за ее нарушение не предусмотрено. Поэтому в случае необходимости орган местного самоуправления может принять изменения к уже утвержденной ранее схеме.

Эксперты также отмечают, что, поскольку этот документ явно не приоритетный для Госдумы, его рассмотрение депутатами в первом, втором и третьем чтении можно ожидать не ранее осенней сессии.

Алина Кудрявцева, Sostav.ru