19.07.2010

ZenithOptimedia: рекламный рынок России ждет рост в 12%

Агентство в третий раз за год пересмотрело свой прогноз в положительную сторону

 Медиаагенство ZenithOptimedia, входящее в группу VivaKi повысило свой прогноз по расходам на рекламу в 2010 году. По уточненной оценке специалистов агентства, мировой рекламный рынок ждет рост не в 2,2%, как сообщалось в апреле, а в 3,5%. А российский рынок вырастет не на 8%, а на 12% и достигнет 227,6 миллиарда рублей.

Это уже третий пересмотр прогноза в положительную сторону, после шести понижений в 2008 и 2009 годах. Как отмечают специалиста агентства, положительные изменения продиктованы развитием рынков Северной Америки и Западной Европы, где рекламные расходы растут быстрее, чем ожидалось. Однако объемы в этих регионах по темпу роста по-прежнему отстают от большинства развивающихся рынков. В целом по развитым рынкам (Северная Америка, Западная Европа и Япония) ZenithOptimedia прогнозирует рост на 1,3%, а развивающиеся рынки вырастут на 8,6%. В 2011 году рекламные расходы в развитых странах увеличатся на 2,4%, а в развивающихся - на 9,1%. В 2012 рост составит, соответственно, 2,9% и 9,8%.

Исторически так сложилось, что через три года после спада в расходах на рекламу, начинается быстрый подъем, опережающий средний годовой прирост за последние 25 лет (составляет 6,1%). Так было в 1994 году (после рецессии 1991 года) и в 2004 году (после спада 2001 года). ZenithOptimedia прогнозирует, что в 2012 году рост глобального рынка составит лишь 5,3%, что на 0,8% ниже среднего. Это говорит о серьезности последнего спада, для преодоления которого потребуется больше времени, чем обычно.

По сравнению с предыдущим прогнозом агентство внесло наибольшие изменения в прогнозируемые расходы на Североамериканском рынке - на 2,8 процентных пункта по сравнению с апрельским форкастом. В апреле ожидалось падение на 1,5%, сейчас же прогнозируется рост на 1,3%. В Западной Европе цифры также были скорректированы в положительную сторону - с +0,4% до +2,2%. Несмотря на озабоченность по поводу задолженности еврозоны, расходы на рекламу в первом квартале 2010 выросли. Япония, в которой ожидается падение расходов на 0,7% по итогам года, продолжает быть "островом" в быстрорастущем Азиатско-Тихоокеанском регионе, где ожидается рост на 10,6%.

Центральная и Восточная Европа пострадали от экономического спада больше, чем остальные регионы мира (-24,6% в 2009 году). В настоящее время по темпам роста регион разделился на две части. Такие рынки, как Беларусь, Босния и Герцеговина, Россия, Сербия, Словения, Турция и Украина быстро восстанавливаются, в этих странах ожидается рост от 11% до 26%. В Болгарии, Эстонии, Греции, Венгрии и Латвии по-прежнему сохранится отрицательная динамика - падение в этом году составит от 3% до 16%. В Греции прогнозируется снижение на 13,9% по итогам года, на 7,0% в 2011 году и на 0,3% в 2012 году.

Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $млн. по текущему курсу)

 

2008

2009

2010

2011

2012

Северная Америка

179 776

156 926

158 546

162 930

167 861

Западная Европа

121 579

99 919

102 090

104 737

108 259

Азия и тихоокеанский регион

107 783

100 378

106 151

113 039

121 539

Центральная и Восточная Европа

35 570

25 301

27 082

29 723

32 955

Латинская Америка

29 931

28 942

30 954

33 108

35 925

Африка/Б.Восток/остальной мир

20 112

21 262

22 722

24 264

26 060

Весь мир

482 125

432 288

447 546

467 801

492 600

Источник: ZenithOptimedia

Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)


 

2008 v 07

2009 v 08

2010 v 09

2011 v 10

2012 v 2011

Северная Америка

-3.8

-12.7

1.3

2.8

3.0

(из них США)

-4.2

-12.9

1.1

2.7

3.0

Западная Европа

-1.3

-11.2

2.2

2.6

3.4

Азия и тихоокеанский регион

1.8

-6.0

5.8

6.5

7.5

Центральная и Восточная Европа

12.8

-24.6

7.0

9.8

10.9

Латинская Америка

14.4

-3.3

7.0

7.0

8.5

Африка/Б.Восток/остальной мир

22.7

5.7

6.9

6.8

7.4

Весь мир

1.0

-10.3

3.5

4.5

5.3

Источник: ZenithOptimedia

Что касается расходов по медиа, на глобальном уровне телевизионная реклама лучше других пережила спад, так как в кризис потребители традиционно проводят у экранов больше времени. Также ТВ является доминирующим медиа на развивающихся рынках, которые по темпам роста опережают развитые. ZenithOptimedia ожидает, что к 2012 году ТВ удастся привлечь долю в 40,8% от общих расходов на рекламу (в 2009 году - 39,2%, в 2008 - 38%).

Интернет продолжает показывать устойчивый рост. Его доля увеличилась с 10,5% в 2008 году до 12,7% в 2009 году. К 2012 году она еще вырастет - до 17,0%, что всего на 2 пункта ниже доли газет в общих рекламных расходах. Реклама в газетах теряет ежегодно, начиная с 1987 года, когда на них приходилось 40,6% всех расходов. К 2009 году доля сократилась до 23,0%, к 2012 она еще уменьшится - до 19,2%.

Поисковая реклама будет главной движущей силой роста расходов в интернете. На ее долю приходилось 50,2% всех интернет-расходов в 2009 году, а в 2012 году ее доля составит 52,6%. Доля баннерной рекламы снизилась с 32,9% в 2008 до 31,9% в 2009 году. Развитие новых форматов - интернет-видео, мобильной рекламы и рекламы в социальных медиа - окажут на баннерную рекламу стабилизирующее действие и помогут увеличить долю в общих интернет-расходах до 32,0% в 2012 году.

По России агентство ожидает подъем рынка на 12% в 2010 году. Рынок в России быстро восстанавливается, на сегодняшний момент рост ожидается практически по всем его сегментам. Если оздоровление продолжится, в целом по рынку в 2010 году рост может достичь 15%.

Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн, по текущему курсу)  

 

2008

2009

2010

2011

2012

Газеты

118 896

97 990

95 066

93 632

92 788

Журналы

55 067

44 148

43 234

42 739

42 790

ТВ

180 550

166 931

177 679

187 368

197 603

Радио

36 511

32 453

32 005

32 651

33 989

Кино

2 213

2 082

2 215

2 344

2 485

Outdoor

31 877

28 292

29 415

30 745

32 141

Интернет

49 767

54 244

61 312

71 114

82 709

Все медиа *

474 882

426 139

440 925

460 592

484 505

Источник: ZenithOptimedia

Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)


 

2008

2009

2010

2011

2012

Газеты

25.0

23.0

21.6

20.3

19.2

Журналы

11.6

10.4

9.8

9.3

8.8

ТВ

38.0

39.2

40.3

40.7

40.8

Радио

7.7

7.6

7.3

7.1

7.0

Кино

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

Outdoor

6.7

6.6

6.7

6.7

6.6

интернет

10.5

12.7

13.9

15.4

17.1

Источник: ZenithOptimedia

Глобальные расходы на рекламу в интернете ($ млн, по текущему курсу)

 

2008

2009

2010

2011

2012

Банерная реклама

16 388

17 281

19 519

22 474

26 461

Classified

9 610

9 749

10 260

11 315

12 711

Реклама в поисковых системах

23 769

27 214

31 533

37 325

43 537

Итого

49 767

54 244

61 312

71 114

82 709

Источник: ZenithOptimedia


Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Телевидение (в т.ч.  кабельно-спутниковое с 2007 г)

85 900

113 200

138 900

      113 700

     126 207

Печатные СМИ

44 600

51 900

57 600

       32 600

       34 230

Радио

12 500

14 900

14 000

         9 000

         9 450

Наружная реклама

33 100

40 400

45 800

       27 300

       30 576

Интернет (в т.ч.  контекстная реклама с 2007 г)

2 900

12 700

17 600

       19 000

       24 320

Прочие носители

1 800

2 400

3 200

         2 600

         2 860

ИТОГО

180 800

235 500

277 100

      204 200

     227 643

Источник: ZenithOptimedia

Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия)


 

2006

2007

2008

2009

2010

Телевидение

30%

32%

23%

-18%

11%

Печатные СМИ

13%

16%

11%

-43%

5%

Радио

47%

19%

-6%

-36%

5%

Наружная реклама

25%

22%

13%

-40%

12%

Интернет

60%

*

39%

8%

28%

Прочие носители

44%

33%

33%

-19%

1%

ИТОГО

27%

30%

18%

-26%

12%

Источник: ZenithOptimedia