ZenithOptimedia: рекламный рынок России ждет рост в 12%
Агентство в третий раз за год пересмотрело свой прогноз в положительную сторону
Медиаагенство ZenithOptimedia, входящее в группу VivaKi повысило свой прогноз по расходам на рекламу в 2010 году. По уточненной оценке специалистов агентства, мировой рекламный рынок ждет рост не в 2,2%, как сообщалось в апреле, а в 3,5%. А российский рынок вырастет не на 8%, а на 12% и достигнет 227,6 миллиарда рублей.
Это уже третий пересмотр прогноза в положительную сторону, после шести понижений в 2008 и 2009 годах. Как отмечают специалиста агентства, положительные изменения продиктованы развитием рынков Северной Америки и Западной Европы, где рекламные расходы растут быстрее, чем ожидалось. Однако объемы в этих регионах по темпу роста по-прежнему отстают от большинства развивающихся рынков. В целом по развитым рынкам (Северная Америка, Западная Европа и Япония) ZenithOptimedia прогнозирует рост на 1,3%, а развивающиеся рынки вырастут на 8,6%. В 2011 году рекламные расходы в развитых странах увеличатся на 2,4%, а в развивающихся - на 9,1%. В 2012 рост составит, соответственно, 2,9% и 9,8%.
Исторически так сложилось, что через три года после спада в расходах на рекламу, начинается быстрый подъем, опережающий средний годовой прирост за последние 25 лет (составляет 6,1%). Так было в 1994 году (после рецессии 1991 года) и в 2004 году (после спада 2001 года). ZenithOptimedia прогнозирует, что в 2012 году рост глобального рынка составит лишь 5,3%, что на 0,8% ниже среднего. Это говорит о серьезности последнего спада, для преодоления которого потребуется больше времени, чем обычно.
По сравнению с предыдущим прогнозом агентство внесло наибольшие изменения в прогнозируемые расходы на Североамериканском рынке - на 2,8 процентных пункта по сравнению с апрельским форкастом. В апреле ожидалось падение на 1,5%, сейчас же прогнозируется рост на 1,3%. В Западной Европе цифры также были скорректированы в положительную сторону - с +0,4% до +2,2%. Несмотря на озабоченность по поводу задолженности еврозоны, расходы на рекламу в первом квартале 2010 выросли. Япония, в которой ожидается падение расходов на 0,7% по итогам года, продолжает быть "островом" в быстрорастущем Азиатско-Тихоокеанском регионе, где ожидается рост на 10,6%.
Центральная и Восточная Европа пострадали от экономического спада больше, чем остальные регионы мира (-24,6% в 2009 году). В настоящее время по темпам роста регион разделился на две части. Такие рынки, как Беларусь, Босния и Герцеговина, Россия, Сербия, Словения, Турция и Украина быстро восстанавливаются, в этих странах ожидается рост от 11% до 26%. В Болгарии, Эстонии, Греции, Венгрии и Латвии по-прежнему сохранится отрицательная динамика - падение в этом году составит от 3% до 16%. В Греции прогнозируется снижение на 13,9% по итогам года, на 7,0% в 2011 году и на 0,3% в 2012 году.
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $млн. по текущему курсу)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Северная Америка
|
179 776
|
156 926
|
158 546
|
162 930
|
167 861
|
Западная Европа
|
121 579
|
99 919
|
102 090
|
104 737
|
108 259
|
Азия и тихоокеанский регион
|
107 783
|
100 378
|
106 151
|
113 039
|
121 539
|
Центральная и Восточная Европа
|
35 570
|
25 301
|
27 082
|
29 723
|
32 955
|
Латинская Америка
|
29 931
|
28 942
|
30 954
|
33 108
|
35 925
|
Африка/Б.Восток/остальной мир
|
20 112
|
21 262
|
22 722
|
24 264
|
26 060
|
Весь мир
|
482 125
|
432 288
|
447 546
|
467 801
|
492 600
|
Источник: ZenithOptimedia
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)
|
2008 v 07
|
2009 v 08
|
2010 v 09
|
2011 v 10
|
2012 v 2011
|
Северная Америка
|
-3.8
|
-12.7
|
1.3
|
2.8
|
3.0
|
(из них США)
|
-4.2
|
-12.9
|
1.1
|
2.7
|
3.0
|
Западная Европа
|
-1.3
|
-11.2
|
2.2
|
2.6
|
3.4
|
Азия и тихоокеанский регион
|
1.8
|
-6.0
|
5.8
|
6.5
|
7.5
|
Центральная и Восточная Европа
|
12.8
|
-24.6
|
7.0
|
9.8
|
10.9
|
Латинская Америка
|
14.4
|
-3.3
|
7.0
|
7.0
|
8.5
|
Африка/Б.Восток/остальной мир
|
22.7
|
5.7
|
6.9
|
6.8
|
7.4
|
Весь мир
|
1.0
|
-10.3
|
3.5
|
4.5
|
5.3
|
Источник: ZenithOptimedia
Что касается расходов по медиа, на глобальном уровне телевизионная реклама лучше других пережила спад, так как в кризис потребители традиционно проводят у экранов больше времени. Также ТВ является доминирующим медиа на развивающихся рынках, которые по темпам роста опережают развитые. ZenithOptimedia ожидает, что к 2012 году ТВ удастся привлечь долю в 40,8% от общих расходов на рекламу (в 2009 году - 39,2%, в 2008 - 38%).
Интернет продолжает показывать устойчивый рост. Его доля увеличилась с 10,5% в 2008 году до 12,7% в 2009 году. К 2012 году она еще вырастет - до 17,0%, что всего на 2 пункта ниже доли газет в общих рекламных расходах. Реклама в газетах теряет ежегодно, начиная с 1987 года, когда на них приходилось 40,6% всех расходов. К 2009 году доля сократилась до 23,0%, к 2012 она еще уменьшится - до 19,2%.
Поисковая реклама будет главной движущей силой роста расходов в интернете. На ее долю приходилось 50,2% всех интернет-расходов в 2009 году, а в 2012 году ее доля составит 52,6%. Доля баннерной рекламы снизилась с 32,9% в 2008 до 31,9% в 2009 году. Развитие новых форматов - интернет-видео, мобильной рекламы и рекламы в социальных медиа - окажут на баннерную рекламу стабилизирующее действие и помогут увеличить долю в общих интернет-расходах до 32,0% в 2012 году.
По России агентство ожидает подъем рынка на 12% в 2010 году. Рынок в России быстро восстанавливается, на сегодняшний момент рост ожидается практически по всем его сегментам. Если оздоровление продолжится, в целом по рынку в 2010 году рост может достичь 15%.
Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн, по текущему курсу)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Газеты
|
118 896
|
97 990
|
95 066
|
93 632
|
92 788
|
Журналы
|
55 067
|
44 148
|
43 234
|
42 739
|
42 790
|
ТВ
|
180 550
|
166 931
|
177 679
|
187 368
|
197 603
|
Радио
|
36 511
|
32 453
|
32 005
|
32 651
|
33 989
|
Кино
|
2 213
|
2 082
|
2 215
|
2 344
|
2 485
|
Outdoor
|
31 877
|
28 292
|
29 415
|
30 745
|
32 141
|
Интернет
|
49 767
|
54 244
|
61 312
|
71 114
|
82 709
|
Все медиа
*
|
474 882
|
426 139
|
440 925
|
460 592
|
484 505
|
Источник: ZenithOptimedia
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Газеты
|
25.0
|
23.0
|
21.6
|
20.3
|
19.2
|
Журналы
|
11.6
|
10.4
|
9.8
|
9.3
|
8.8
|
ТВ
|
38.0
|
39.2
|
40.3
|
40.7
|
40.8
|
Радио
|
7.7
|
7.6
|
7.3
|
7.1
|
7.0
|
Кино
|
0.5
|
0.5
|
0.5
|
0.5
|
0.5
|
Outdoor
|
6.7
|
6.6
|
6.7
|
6.7
|
6.6
|
интернет
|
10.5
|
12.7
|
13.9
|
15.4
|
17.1
|
Источник: ZenithOptimedia
Глобальные расходы на рекламу в интернете ($ млн, по текущему курсу)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Банерная реклама
|
16 388
|
17 281
|
19 519
|
22 474
|
26 461
|
Classified
|
9 610
|
9 749
|
10 260
|
11 315
|
12 711
|
Реклама в поисковых
системах
|
23 769
|
27 214
|
31 533
|
37 325
|
43 537
|
Итого
|
49 767
|
54 244
|
61 312
|
71 114
|
82 709
|
Источник: ZenithOptimedia
Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей)
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Телевидение
(в
т.ч. кабельно-спутниковое с 2007 г)
|
85 900
|
113 200
|
138 900
|
113 700
|
126 207
|
Печатные
СМИ
|
44 600
|
51 900
|
57 600
|
32 600
|
34 230
|
Радио
|
12 500
|
14 900
|
14 000
|
9 000
|
9 450
|
Наружная
реклама
|
33 100
|
40 400
|
45 800
|
27 300
|
30 576
|
Интернет (в т.ч. контекстная реклама с 2007 г)
|
2 900
|
12 700
|
17 600
|
19 000
|
24 320
|
Прочие
носители
|
1 800
|
2 400
|
3 200
|
2 600
|
2 860
|
ИТОГО
|
180 800
|
235 500
|
277 100
|
204 200
|
227 643
|
Источник: ZenithOptimedia
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия)
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Телевидение
|
30%
|
32%
|
23%
|
-18%
|
11%
|
Печатные СМИ
|
13%
|
16%
|
11%
|
-43%
|
5%
|
Радио
|
47%
|
19%
|
-6%
|
-36%
|
5%
|
Наружная реклама
|
25%
|
22%
|
13%
|
-40%
|
12%
|
Интернет
|
60%
|
*
|
39%
|
8%
|
28%
|
Прочие носители
|
44%
|
33%
|
33%
|
-19%
|
1%
|
ИТОГО
|
27%
|
30%
|
18%
|
-26%
|
12%
|
Источник: ZenithOptimedia
|