27.07.2010

Лояльность российских сотрудников остается одной из самых низких в Европе

Лояльность сотрудников к компаниям, в которых они работают, немного возросла по сравнению с прошлым годом, но все еще остается одной из самых низких в регионе. К таким данным пришли исследователи MASMI Research Group, проведя вторую волну международного исследования удовлетворенности сотрудников частных компаний Центральной и Восточной Европы, а также Ближнего Востока. Доля сотрудников, отметивших в качестве ответа пункт "Полностью лоялен" увеличилась с 32% до 37%. В целом, исследование MASMI показало, что средний показатель лояльности для всех исследовавшихся стран остался на неизменном уровне и составил 57%.

MASMI Research Group опросила 1,540 сотрудников частных компаний с целью определить уровень лояльности по отношению к их работодателям. Исследование проводилось в девяти странах: в Беларуси, Хорватии, Польше, России, Венгрии, Украине, Саудовской Аравии, Сербии и на Кипре. Наиболее высокий уровень лояльности зафиксирован на Кипре (66%), за которым следует Саудовская Аравия с 63%. В Беларуси, наоборот, зафиксирован самый высокий процент нелояльных сотрудников - 25%. В этой же стране зафиксирован наиболее сильный рост этого показателя: +12% по сравнению с 2009 годом (13%). Второе место в этом списке занимает Венгрия с 21% нелояльных сотрудников. Далее следует Россия с 17%. Отметим, что по сравнению с прошлым годом этот процент незначительно увеличился на 2%.



"Несмотря на увеличение индекса лояльности, компаниям следует обратить пристальное внимание на работу с сотрудниками", - отмечает Леонид Воронин, директор по работе с клиентами MASMI. "Из полученных нами данных следует, что многие компании не обращают внимания на высокие ожидания своих сотрудников. Мы выяснили, что 19% сотрудников со стажем работы на текущем месте до трех лет абсолютно не лояльны своему работодателю. Среди сотрудников со стажем работы более пяти лет таких 11%. Эти данные подчеркивают необходимость для компаний развивать систему внутренних тренингов, поощрений сотрудников (включая, нематериальные), большего вовлечения персонала в дела фирмы", - добавляет Леонид Воронин.



Специалисты MASMI выяснили, что к ключевым факторам, влияющим на лояльность, относятся:

--удовлетворенность от повседневной работы,

--возможности, которые предоставляет для развития сотрудника,

--ощущение, что работа сотрудника замечена и оценена руководством компании.



Леонид Воронин отмечает: "У компаний есть потенциал для увеличения лояльности их сотрудников. Для этого пристальное внимание следует обратить на внутренние процедуры, которые помогают выделить хорошо работающих сотрудников, отметить их вклад, а также выстроить для них программу долгосрочного развития и карьерного роста".

Исследование MASMI выявило, что российские компании удовлетворительно справляются с задачами по соблюдению правильного баланса между тем, какие должности занимают сотрудники и какими при этом навыками и умениями они обладают:

--61% респондентов удовлетворены этим аспектом своей работы;

--42% опрошенных считают, что их работодатели предоставляют им достаточные возможности для развития;

--55% сотрудников видят, что их идеи и вклад в работу адекватно оцениваются руководством.

Как уже было отмечено выше, этот фактор способен оказать влияние на общую лояльность сотрудников, и, хотя 55% - это неплохой результат, эти цифры указывают на то, что этот показатель может быть и выше.

Последнее наблюдение очень важно, считает Леонид Воронин: "Общение с руководством компании, особенно на предмет стратегии компании и задач, которые перед ней ставятся, все еще остается слабым звеном в управлении многих компаний. Без сомнения, сотрудники будут больше вовлечены в дела и жизнь компании, если они будут понимать цели, которые стоят перед ней. При этом желание помочь в достижении этих целей ведет к большей вовлеченности, которая, в свою очередь, напрямую влияет на лояльность".

Большинство компаний также имеет низкие показатели в области, связанной с развитием работника. "Возможно, что руководство компаний сконцентрировалось на решении задач, связанных с экономическим кризисом, забыв об этом важном аспекте поощрения или сознательно уделяя ему меньше внимания. Тем не менее, наши исследования (как это, так и в предыдущие годы) показывают, что даже среднее улучшение показателей в этой области способно оказать большое положительное влияние на общие показатели лояльности среди сотрудников".

Многие российские сотрудники могут ощущать себя "в ловушке" в своих компаниях, т.к. 65% респондентов не имеют, по их мнению, других вариантов трудоустройства. Этот показатель существенно выше, чем в среднем (56%) по странам, принимавшим участие в исследовании.

"Отсутствие вариантов для трудоустройства в других компаниях может быть той причиной, по которой некоторые сотрудники в данный момент сфокусированы на персональном развитии. Риск для компаний, который уделяют мало внимания развитию своих сотрудников состоит в том, что последние (особенно талантливые и амбициозные) при первой же возможности, которые появятся и уже появляются в связи со стабилизацией ситуации и наблюдаемым подъемом, сменят место работы", - заключает Леонид Воронин.