10.09.2010

Россияне стали меньше мылиться

Российские производители мыла выпускают преимущественно хозяйственное и туалетное мыло, спрос на которое постоянно падает. Большая часть мыла российского производства идёт на экспорт в страны бывшего СССР, тогда как в сегменте жидкого мыла, гелей и прочих средств для мытья, пользующихся все большим спросом в РФ, преобладает импортная продукция.Интерес ко всему натуральному и экологически чистому сформировал рынок мыла ручной работы и расширил спектр каналов продаж - мыло стали активно покупать в аптеках и специализированных мыльных магазинах.

Компания "Академия Сервис" представляет данные о динамике российского рынка мыла с 2005-го по начало 2010 года - рассматриваются показатели производства, импорта и экспорта мыла, структура рынка, основные места продаж. Информация представлена из результатов маркетингового исследования "Российский рынок мыла. 2009г. - начало 2010г. Структура и Динамика"

Ключевые показатели российского рынка мыла в 2005-2010 гг:

- В 2009 году ёмкость российского рынка мыла составила 198,5 тысяч тонн, что на 8% меньше показателей предыдущего года
- К концу 2010 года рынок мыла может составить 166,7 тысяч тонн. Падение объемов потребления может составить 16% за год или на 30% за 3 года
- Ожидается ещё больший рост рынка жидкого мыла в количественном и денежном выражении и падение потребления твердого мыла
- Более половины экспорта жидкого мыла из России идёт на Украину, твёрдого туалетного и хозяйственного - в Казахстан
- Наиболее предпочтительным местом покупки мыла являются супермаркеты
- Потребители все больше стали предпочитать покупать мыло в аптеках, хозяйственных магазинах и специализированных мыльных магазинах
- Тенденция последних лет - повышенный спрос на мыло ручной работы, формирующийся на интересе ко всему натуральному и экологически чистому

Динамика российского рынка мыла

В 2009 году ёмкость российского рынка мыла составила 198,5 тысяч тонн. Из них доля отечественных производителей составила 67% - эта величина остаётся стабильной на российском рынке на протяжении последних трёх лет.

Динамика российского рынка мыла
Рисунок 1. Динамика ёмкости рынка мыла в РФ, 2005 - прогноз на 2010 гг.


Если сложившиеся на отечественном рынке тенденции производства мыла и его продаж сохранятся на протяжении текущего года, к концу 2010-го спад рынка за год может составить рекордные 16% - до 166,7 тысяч тонн.

Структура отечественного рынка мыла

Основными покупателями российского мыла являются Украина, Казахстан, Кыргызстан и Афганистан - внутри страны спрос на него падает.

Поставки мыла в нашу стану идут более чем из 50 стран мира - привлекательность рынка формируют низкие таможенные ставки. Основные импортёры - Польша и Турция.

Ожидается ещё больший рост рынка жидкого мыла (как в количественном, так и в денежном выражении), а рынок туалетного мыла, несмотря на большие объёмы (до 70%) - будет постепенно сокращаться.

Тенденция последних лет - повышенный спрос на мыло ручной работы, формирующийся на интересе ко всему натуральному и экологически чистому, а также моде на оригинальные подарки (чему способствуют привлекательный дизайн и изысканный аромат продукции).

Продаются различные виды мыла в Москве как в хозяйственных магазинах, супермаркетах, на рынках и в небольших магазинчиках, так и в аптеках, а также специализированных фирменных магазинах. Это говорит не только о развитии рынка, но и о переходе сегмента мыла, как и рынка косметики, в раздел эстетических товаров.


Структура отечественного рынка мыла
Рисунок 2. Популярные места приобретения мыла (по данным опроса потребителей одного из районов г.Москвы)


Сейчас отечественные производители ориентируются преимущественно на средний и низкий ценовой сегменты. Премиум-сегменты заняты импортной продукцией, отличающейся преимущественно дизайном упаковки и привлекательностью рекламы.

Современный рынок мыла, как и смежные рынки косметики и парфюмерии, по мере формирования культуры использования косметических средств, роста доходов населения и ассортимента предлагаемых средств, переживает перерождение. Потребителя начинают интересовать уникальные свойства товара, специализация на конкретных свойствах, появляется потребность в новой продукции, которую на данном этапе охотно предлагают импортёры мыла за неимением достаточных объёмов его производства в нашей стране.