12.10.2010

Табачные компании делают ставку на соцсети

Производители сигарет нашли лазейку в запрете на публичную рекламу табачных изделий

Трансформеры из сигаретных пачек
Иллюстрация с ресурса
cebit.com.au
Нескольким табачным компаниям предъявлены обвинения в популяризации сигаретных марок онлайн, сообщает The Guardian. На Facebook и YouTube замечен контент, который, по словам представителей анти-табачных движений, выставляет курение в привлекательном свете для молодежи.

Выяснилось, что табачные фирмы уже несколько лет экспериментируют с киберпространством. Однако острая обеспокоенность этим вопросом появилась на прошлой неделе, когда всплыла информация о том, что табакопроизводители нацелились на социальные сети. Так, посетителям ежегодного форума глобальной табачной сети (Global Tobacco Networking Forum) представилась возможность прослушать лекцию "Социальные сервисы в регламентируемом рынке" Джейсона Фоллса (Jason Falls), лидирующего эксперта по интернет-брендингу.

Сами табачные компании отрицают использование он-лайн ресурсов в целях рекламы - компания British American Tobacco (BAT) даже приняла ограничительные меры, когда выяснилось, что несколько ее сотрудников основали фан-клубы марок Lucky Strike и Dunhill в сети Facebook без согласования с руководством компании. Тем не менее, анти-табачная группа Ash утверждает, что BAT заключила контракт с интернет-маркетинговой фирмой iKineo, чтобы та продвигала марку Lucky Strike в ЮАР.

Другие табачные компании тоже неоднократно обращались к сети Интернет: в 2007-2008 гг. тысячи курильщиков принимали участие в создании дизайна пачек Camel он-лайн. В результате этой промо-кампании, американская фирма RJ Reynolds (RJR) выпустила новые модели пачек Camel, а марка сигарет стремительно набрала популярность.

Главные достоинства сети Интернет - анонимность и общедоступность - стали основной проблемой в поиске нарушителей, так как организаторов онлайновых промо-акций и создателей сайтов в поддержку курения удается найти не всегда. К примеру, в 1997 году компания RJR убрала из рекламы сигарет мультяшного персонажа Joe Camel, так как дети полюбили его больше, чем Микки Мауса, но сейчас стоит ввести "Joe Camel" в поиске по Facebook или Google - и вас перенаправят на сотню сайтов и сообществ, посвященных этому персонажу.

На YouTube все еще выложена масса старых рекламных роликов табачных изделий, запрещенных к показу 168 странами. Два года назад на видеохостинге появился Табачный робот Marlboro - его популярность не утихает до сих пор. В этом ролике пачка Marlboro превращается в трансформер по примеру известного блокбастера.

Алена Лащ, Sostav.ru