Методы борьбы с курением признали неэффективнымиЭксперты сочли предупредительные слоганы неубедительнымиБолее пяти месяцев назад в силу вступило положение техрегламента на табачные изделия, согласно которому мало впечатляющая и привычная надпись на сигаретной пачке "Минздрав предупреждает" сменилась на более конкретные и устрашающие. Теперь пачки с сигаретами дополнены двенадцатью надписями в черной траурной рамочке. По мнению Сергея Пронина, владельца студии ProDesign, в связи с этим в будущем можно ждать появления тренда на портсигары и просто декоративные коробочки для сигарет, в которые нормальные люди будут перекладывать купленные сигареты, и даже найдут в этом особый шик. Кроме того, по словам Сергея, производители в итоге могут отказаться от сигаретных пачек вообще и начнут выпускать сигареты блочно, в прозрачной полиэтиленовой упаковке, штук по 500 сразу. О том же, как новое "украшение" сигаретных пачек повлияло на их продажи в России, пока неизвестно. Табачные компании пока не готовы предоставить официальные данные на этот счет. Sostav.ru решил собрать мнение четырех специалистов: копирайтера, маркетолога, производителя и врача. И добавил к ним точку зрения рядового курильщика.
КУРИЛЬЩИКИ: Наталья Санина, 58 лет, курит более двадцати лет К надписям на сигаретной пачке отношусь вообще равнодушно. Как покупала свою марку, так и покупаю. Даже, честно говоря, не вчитывалась в них. Хотя я в принципе за то, чтобы надписи присутствовали. Мне кажется, что на мою дочь или внучку, которая только подрастает, они произведут впечатление. Не хочется, чтобы они начали курить. Я о своей привычке жалею, мечтаю бросить - но мне точно не помогут страшилки-надписи на пачках. Антон Иванченко, курит одиннадцать лет Надписи на меня повлияли. Не скажу, что стал намного меньше курить, но курение приобрело более осмысленный характер. Кроме того, коллекционирую надписи с сигаретных пачек и приклеиваю их на стену, собрал все из имеющихся. К надписям отношусь скорее иронично, нежели серьезно, на мой взгляд, такими мерами проблему здорового образа жизни и повсеместно отказа от курения не решить. Андрей Васильев, член совета директоров ИД «Коммерсантъ», советник владельца ИД Алишера Усманова: Я курю уже очень давно. Причем, только сигареты Parliament. Но после того, как «Филипп Моррис», которым принадлежит этот бренд, открыли фабрику в Санкт-Петербурге, мне пришлось отказаться от любимых сигарет российского производства. Сейчас закупаю Parliament преимущественно в Duty-free. Там, как известно, русскоязычных надписей на пачках нет. Вообще, считаю, что надписи на сигаретных пачках - глупость дикая. Свойство человеческой психики таково, что когда человеку в лицо тыкают определенным лозунгом, он к нему привыкает. Так что благодаря этим надписям, смысл о вреде курения потеряется – глаз попросту замылится. Тигран Кеосаян, режиссер, телеведущий, продюсер: На надписи на сигаретных пачках никак не реагирую. Даже не вчитывался в них. Вообще сейчас пытаюсь бросить эту вредную привычку, и могу сказать, что что надписи никак не в этом не помогают. МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК: Главный врач Межрайонного наркологического диспансера (Московская область) Татьяна Мануйлова На тех, кто давно курит, надписи на сигаретных пачках вряд ли произведут впечатление. Хотя, на молодых людей, которые только потянулись к сигаретам - надписи повлиять могут, все зависит от того, насколько человек эмоционален и впечатлителен. Гораздо эффективнее было бы повышение цен на сигареты или уменьшение количества сигарет в пачке. Из своего опыта я знаю, что многие курильщики ставят именно цену на сигареты во главу угла. Также с пачек следует убрать надпись "легкие". Потому что легких сигарет не бывает в принципе.
Думаю, что теперь можно ждать от маркетологов того, что они станут активнее делать акцент на украшении упаковок и другими средствами делать из сигарет продукт, который подчеркивает престижность курения. КОПИРАЙТЕР: креативный директор Студии ЛОГВИНdesign Сергей Логвин Курение не только вредно, но и полезно. В том смысле, что доставляет человеку удовольствие и обостряет мышление. Никотин - лёгкий наркотик (эйфориоген) и ноотропик (усилитель мозговой активности). Как и кофеин. Собственно, это и является причиной распространения табака. В наше время (в отличие от петровской эпохи) о безусловном вреде курения знают все. Но абстрактно, теоретически. Удовольствие от употребления (или абстинентный эффект от неупотребления) мгновенно и очевидно, а вред не конкретен и отнесён в будущее. Которого может и не быть. Т.е. желание, биологическая необходимость против абстрактной логики. Да ещё не обращённой непосредственно к адресату сообщения. Заведомо неэффективно. Людям свойственно отпихиваться от негативной информации и надеяться на лучшее. Например, на то, что окажешься среди столетних курильщиков-долгожителей. Такие тоже бывают. Запоминается и считается важным (значимым) лишь то, что вызывает эмоции. Чем сильнее, тем лучше. "Истину невозможно сказать так, чтобы её поняли, - надо сказать так, чтобы поверили" (с) Вильям Блейк. Удовлетворяют ли приведённые надписи данному требованию? Нет. Они сухи и отстранённы. Кроме того, плохи чисто технически. Длинны. Сослагательны. "Курение может вызвать" А может и не вызвать? Да, они корректны научно и политкорректны. Но это-то и обуславливает их неэффективность. Конечно, это уже лучше, чем "Минздрав предупреждает" 8-м кеглем. Но "Табак убивает" ещё лучше. Автором этого слогана (в варианте "Курение убивает!") является писатель Олег Дивов. Такая надпись на сигаретных пачках упоминается в его социально-фантастическом романе "Выбраковка" (1999). Кстати, Дивов начинал карьеру как профессиональный копирайтер. Делайте выводы. Надписи на пачках (даже удачные) нужно периодически менять. Чтобы компенсировать привыкание и стимулировать внимание. Но для того, чтобы они были "рекламно-психологически правильными" и "цепляющим", нужно избавиться от социальной шизофрении. И определиться чего мы (общество) всё-таки хотим: искоренить курение или бороться с ним так, чтобы никого не обидеть и не ущемить ни чьи интересы? МАРКЕТОЛОГ: генеральный директор консалтинговой компании "Дымшиц и партнеры" Михаил Дымшиц У существующих курильщиков спрос изменится минимально, практически незаметно. Из-за новых надписей в средне- и долгосрочной перспективе табачники теряют возможность манипулировать ценой, получать брендовую наценку. В результате подобных действий, как известно, умирают дешевые табачные изделия, а разница в ценах оставшихся потихоньку уменьшается. Все эти мероприятия - надписи, картинки - они слабо влияют на существующих курильщиков, но снижают расширение базы курильщиков за счет молодежи, теряется "имиджевая" составляющая курения. Процесс очень медленный, его необходимо поддерживать другими мероприятиями, но с точки зрения решения задачи снижения числа курящих, необходимый. Я не курю уже 30 лет, да и курил недолго. Некоторые надписи на табачных пачках на украинском языке меня веселят ;-).
В связи со вступлением в силу 26 июня 2010 года Технического регламента на табачную продукцию, изменились тексты основного и дополнительного предупреждений: основное гласит: "Курение убивает", а дополнительное - это одно из двенадцати вариантов предупреждений, которые будут распределяться производителем на примерно равное количество пачек, выпущенное в течение года. Все тексты предупреждений о вреде курения - такие же, как приняты сейчас в Евросоюзе. Что касается предупредительных картинок на пачках, то Минздравсоцразвития России в соответствии с ныне действующим российским "Техническим регламентом на табачную продукцию" (ст. 10) уже имеет право утвердить рисунки или пиктограммы для нанесения их на курительные изделия. Видимо, скоро надписи на сигаретных пачках станут "вчерашним днем". В 2012 году их могут заменить на устрашающие картинки последствий курения. Это должно произойти в результате вступления в силу нового технического регламента Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Сейчас рабочая группа занимается разработкой техрегламента, который подразумевает единые правила производства и продажи сигарет на территории всех стран-участников экономического сообщества. Беседовала Татьяна Полякова, Sostav.ru
|
||||||||||||
Татьяна Полякова, Sostav.ru |