Ромир: расходы россиян на продукты растут второй месяц подряд
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе исследовательской платформы SCIF, расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в октябре 2010-го года оказались на 12% выше, чем в октябре 2009-го года. Напомним, что в сентябре этого года также был зафиксирован рост повседневных расходов на 10% к сентябрю предыдущего года.
Рост повседневных расходов в сентябре-октябре немного обогнал потребительскую инфляцию и оказался практически на уровне номинального роста денежных доходов населения. Таким образом, наше предположение о преодолении летнего спада на FMCG рынках и формировании тенденции к восстановлению потребительской активности, высказанное в предыдущем обзоре вполне оправдалось.
Как и в сентябре, восстановление потребительской активности в октябре носило достаточно равномерный характер, как по основным наблюдаемым доходным группам, так и по типам населенных пунктов. Что укрепляет нас во мнении о том, что мы имеем дело с достаточно устойчивой тенденцией.
Еще один аргумент в пользу этого мнения - рост стоимости среднего чека. В октябре этот показатель вырос на 3,5% к сентябрю и на 8% к августу этого года. По сравнению же с минимальными показателями июля рост стоимости среднего чека составил более 15%. 30% октябрьского прироста расходов объясняется ростом размера среднего чека. 70% прироста произошло за счет увеличения частоты совершения покупок. Увеличение частоты совершения покупок товаров повседневного спроса, в свою очередь, объясняется разнообразием мест совершения этих покупок, различных форматов розничных точек, посещаемых жителями крупных городов в поисках "лучшего ценового предложения".
После снижения доли расходов на продукты питания в общих повседневных расходах россиян до 61% в августе 2010-го года (без учета крупных покупок и оплаты услуг), что объяснялось подготовкой к новому учебному году, в сентябре-октябре показатели вернулись к привычным 73%. На непродовольственные товары повседневного спроса приходится 27% от повседневных расходов.