Romir и X5 Retail Group открыли лабораторию по изучению потребителей
Исследовательский холдинг Romir и крупнейшая в России розничная компания по объемам продаж Х5 Retail Group впервые на российском рынке открыли уникальную Тестовую Лабораторию для изучения потребительского спроса.
Лаборатория расположена непосредственно в торговом центре "Перекресток", рядом с одноименном супермаркетом. Благодаря такому размещению появилась возможность совмещать стандартные исследования с методологией "shopper research", которая, как раз, и направлена на изучение потребителей в условиях совершения покупки.
"Тестовая Лаборатория расположена в зоне принятия решений, в зоне совершения покупок с реальными людьми. Это не искусственное построение, это реальная работа с реальными покупателями", - объясняет президент "Ромир" Андрей Милехин.
Район был выбран также не случайно. "Южное Бутово - это уже уникальный бренд. Во-первых, он большой, во-вторых, разнообразен", говорит глава исследовательского холдинга. По его словам, именно здесь живут разные группы населения, транзитом проезжает все Южное Бутово, Подольск, Серпухов на 100 километров тянется уже Москва, здесь есть места работы, а следовательно, и транзитное население, также много транспортных узлов, есть вокзал, уточняет Андрей Милехин.
Основными преимуществами лаборатории являются скорость обработки данных. Различные тесты и опросы позволят в кратчайшие сроки получать данные о восприятии потребителями названия, упаковки, вкуса и других характеристик различных продуктов. Важной функциональной особенностью лабораторных исследований является возможность опроса покупателя непосредственно в зале супермаркета. В день можно опросить до 200 человек. В итоге, уже через 5 дней заказчик получит корректные, приближенные к реальности результаты.
По словам создателей, тестовая Лаборатория предназначена для оказания услуг производителям FMCG товаров. Одним из основных заказчиков лаборатории станет Х5 Retail Group с проектами по развитию и созданию собственных торговых марок, им будет отдаваться предпочтение. Они будут включать в себя полноценные исследования, начиная от органолептических свойств товаров и заканчивая упаковкой и рекламным сопровождением. При этом СТМ других ритейлеров здесь изучаться не будет.
"В условиях постоянно растущей конкуренции нам важно слышать и понимать нашего покупателя, чтобы предлагать только те товары, которые ему действительно нужны. Ранее мы регулярно заказывали различные исследования, но растущее количество проектов и сжатые сроки на их исполнение продиктовали необходимость создания собственной Лаборатории", - говорит заместитель генерального директора форматов супермаркет и гипермаркет X5 Retail Group Карина Черникова.
К тому же, сокращение сроков на исследования позволит избежать возможных затрат. А это прямой путь к уменьшению стоимости конечного продукта, так как именно цена - один из самых главных факторов, который влияет на выбор потребителя.
В перспективе компании Ромир и X5 Retail Group планируют открытие аналогичной лаборатории не только в Москве, но и как минимум в двух других городах.
Как отмечает Клаус Беренбек (Klaus Behrenbeck, Director, Head of EMEA Consumer Sector, McKinsey and Company), Лаборатория позволит X5 Retail Group и поставщикам в реальном времени получать информацию о потребительских предпочтениях и мнениях. Полученная информация будет использована для создания новых продуктов (в том числе и собственных марок), а также в области менеджмента категорий и развития стандартов для эффективного мерчендайзинга.
"Поскольку число конкурентов на российском потребительском рынке растет, создание налаженной должным образом системы, основанной на пожеланиях потребителей и совместной работы с поставщиками, станет значительным преимуществом для Х5", - подытожил Клаус Беренбек.
Тестовая лаборатория представляет собой четыре оборудованных зоны. Первая - это тестовая зона. Она предназначена для организации количественных методов исследований. В комнате 6 рабочих мест, оборудованных компьютерами, которые предназначены для проведения тестов упаковки, концепций, названия, цены. Респонденту будет предложено заполнить анкету в режиме онлайн.
Каждая тестовая кабина оборудована рабочим столом, раковиной с питьевой водой для утилизации жидкости и, при необходимости, очищения полости рта между пробами образцов. Наличие отдельного окна выдачи позволяет организовать передачу образца прямо в тестовую кабину. Все тестовые кабины также оборудованы компьютерами для заполнения анкеты в режиме онлайн.
Вторая зона - кухонная. Она оборудована техникой, в которой готовят, хранят и разогревают различные образцы и продукты в требуемых условиях.
Есть также фокус - групповая комната лаборатории. В ней будут проводиться качественные методы исследований (глубинные интервью и ФГ дискуссии). В комнате установлены видео камеры для записи и трансляции хода исследования, которые можно будет передать в любую точку мира.
Также в лаборатории организована клиентская комната для комфортного размещения клиентов и наблюдения за ходом интервью через установленное зеркало one-way mirror.
По словам разработчиков, возможно комбинировать различные методы согласно индивидуальным задачам клиента.
Марина Усачева, Sostav.ru