16.02.2011

Лакшми Харихаран: за развлечения надо платить

Директор по маркетингу Universal Networks International о перспективах развития отечественного рынка платного телевидения

Лакшми Харихаран

В начале февраля в Москве прошла выставка-конференция CSTB'11, в рамках которой ведущие специалисты кабельного и цифрового ТВ обсуждали настоящее и будущее отрасли в России. Sostav.ru встретился с директором по маркетингу Universal Networks International (UNI) Лакшми Харихаран для того, чтобы поговорить о перспективах развития кабельного телевидения в нашей стране, а также о результатах масштабного ребрендинга UNI, прошедшего в середине прошлого года.

Лакшми, добрый день. Вы приехали на выставку, познакомились с ситуацией, обсудили насущные проблемы с коллегами. Каковы ваши впечатления об изменениях на российском рынке кабельного ТВ?

В целом позитивные и оптимистичные. Более позитивное отношение к каналам со стороны операторов. С точки зрения бизнеса больше возможностей для соглашений и сделок. Сильные изменения видны в плане брендинга, узнаваемости каналов - зрители и операторы более осведомлены о каналах, им нравится контент, который мы показываем.

Для нашей компании выставка прошла особенно хорошо, потому что мы получили награды за лучший зарубежный телефильм и канал, а также специальную награду от журнала "Телеспутник" по результатам голосования участников рынка. К такому признанию мы шли не один год.

Несмотря на ваши позитивные впечатления, кабельное телевидение в России существенно отстает от развитых стран по проникновению, по доле. У нас зритель привык к бесплатным эфирным каналам. Как вы считаете, что в первую очередь мешает развитию этого сегмента телерынка в России?

Рынок платного телевидения в России еще очень молодой. Говорят, что ему двадцать лет, реально же развитие происходит последние 5 лет. Если смотреть с этой точки зрения, то достижение за этот недолгий срок впечатляющие. Россия сейчас находится на той стадии, на которой была Польша пять лет назад.

Вместе с каналами развивается и реклама. Представители нашего сейлз-хауса говорят, что каждый год на каналы приходят новые рекламодатели. Несколько лет назад приходилось им, и даже медийным агентствам объяснять, что такое нишевое телевидение. Сейчас так вопрос уже не стоит, рекламодатели готовы тратить на него свои бюджеты.

Хотела бы добавить, что 15 лет назад я помогала запускать первые платные каналы на индийском рынке. Такие же абсолютно вопросы и дискуссии были с операторами. Приходилось убеждать, что это будущее, что людям нужен будет бренд, что они будут хотеть смотреть контент платных каналов. Сейчас в Индии 500 каналов и никто не сомневается, нужно платное ТВ или нет, потому что оно уже стало частью повседневной жизни и предоставляет уникальный контент, удовлетворяющий потребности населения в развлечениях.

Лакшми Харихаран, директор по маркетингу UNI. Имеет более чем 15-летний опыт работы с крупнейшими медиа брендами, среди которых MTV Networks Asia & NBC Universal Global Networks и специализируется на работе с рынками в Азиатско-Тихоокеанском регионе и регионе EMEA. Свою карьеру в сфере маркетинговых коммуникаций Лакшми начала на канале Hallmark Channel в должности директора по маркетингу в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Потом она перешла в Western Union на должность регионального менеджера по маркетингу в Северной Европе. Через некоторое время Лакшми пригласили в Universal Networks International (NBC Universal) на должность главы отдела маркетинговых коммуникаций.

Образование: 1984-1993 - Университет Мумбаи , MBA, бакалавр; 1991-1993 - Narsee Monjee Institute of Management Studies, MBA, факультет Управления бизнесом; 2004 - 2005 - Университетский колледж Лондона, факультет журналистики.

В 2015 Россия переходит на цифровое ТВ, но правительство делает пакет основных каналов для цифры бесплатным. Не кажется ли вам, что наличие бесплатных каналов в цифровом качестве будет стопорить развитие платного телевидения в России. Если сравнивать с Индией, то там, насколько я помню, один большой государственный канал и сотни платных нишевых.

На самом деле, эта ситуации не уникальная. Есть другие рынки во всем мире, где государство предлагает зрителям пять-десять каналов. В данном случае кабельное ТВ и эфирное играют немного разные роли, потому что эфирные несут скорее информационную функцию, показывают общенародно значимые программы, а кабельное телевидение более развлекательное и познавательное, и оно таргетировано на конкретную категорию зрителей.

Кабельные каналы пока не могут спорить с эфирными по охвату. В основном в зону проникновения попадают города-миллионники и ряд менее крупных городов. Вы планируете увеличивать степень проникновения по России?

Когда кабельное ТВ достигнет всех городов и деревень, это будет прорыв. Правда, когда это случится, люди в больших городах будут уже искушенными зрителями, которые привыкнут смотреть 100-200 каналов. Будет определенное ядро аудитории, которое будет понимать, что такое платное ТВ.

С другой стороны, мы живем в век информации, и она проникает очень быстро и эта разница между маленькими и большими городами стирается, и так происходит во всем мире. Одну и ту же информацию вы можете получить через интернет, и эти же зрители захотят смотреть кабельное ТВ.

Исследования специалистов говорят, что россияне на развлечения тратят в среднем четыре доллара в месяц. Кабельное ТВ - это одно из самых дешевых развлечений - ты платишь определенную сумму, это заменяет зрителю поход в кино и много что еще, и главное - гораздо дешевле. Опять же, если говорить про маленькие города - телевидение там играет большую роль, чем в мегаполисах. Телевизор как очаг, возле которого собирается вся семья, детей оставляют перед телевизором как с няней, женщины черпают там информацию о моде и стиле.

Universal Networks International является одной из ведущих сетей развлекательных программ в мире, поставляющей контент более чем 243 миллионам зрителей в 150 странах Европы, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Азии. Флагманскими каналами в портфеле UNI являются Syfy Universal, DIVA Universal, Studio Universal, Universal Channel и 13th Street Universal. Телесеть также владеет брендами Movies 24, the Hallmark Channel (за пределами США) и имеет долю в совместном предприятии канала KidsCo.

UNI является частью NBC Universal, одного из лидеров в области разработки, производства и распространения развлекательных, новостных и информационных программ по всему миру. До недавнего времени 80-процентной долей NBC Universal владела компания General Electric, а 20-процентной - компания Vivendi. В конце января 2011 года крупнейший в США кабельный и интернет-оператор Comcast Corp закрыл сделку по покупке 51% акций компании у GE.

В прошлом году вы провели масштабный ребрендинг своих телеканалов. Можете ли вы поделиться результатами вашей работы?

Что касается новых рынков, самые позитивные результаты показал ребрендинг телеканала 13-th street Польше, а также ребрендинг телеканалов Universal и Diva в России. Телеканал 13-th street показал самые высокие рейтинги за весь год, и через три месяца узнаваемость бренда выросла с нуля до сорока процентов. По России узнаваемость бренда Universal по последнему нашему исследованию была очень высокой, порядка пятидесяти-шестидесяти процентов.

Должна заметить, что это наши внутренние исследования, мы меряем только зрителей кабельного ТВ. Тем не менее, мы сами были удивлены такими позитивными результатами для Diva, поскольку Россия - огромная страна с большим количеством операторов и зрителей.

А как у вас с динамикой по аудитории, изменилась ли она?

Что касается Universal, то у всех телеканалов растет телесмотрение. Но поскольку на данный момент у нас технический охват 6,5 миллионов, мы думаем, что ежемесячные показатели по количеству зрителей еще вырастут на порядок. Так у телеканала Syfy после проведенного ребрендинга осенью прирост ежемесячной аудитории составил семьдесят процентов.

Вы говорили, что на каналы приходят новые рекламодатели. Кто они?

Все больше тех, которые верят в бренды, верят в то, что реклама должна быть в правильном месте и для правильной аудитории. После того, как приходят новаторы, которые более открыты новым каналам и идеям, вскоре приходят и все остальные. Расширение дистрибуции и образовательная деятельность среди клиентов, рекламных агентств уже приносит свои плоды. Думаю, в дальнейшем мы будем готовы озвучить и конкретные цифры.

Планируете ли вы выводить на российский рынок другие свои бренды и каналы?

У нас семьдесят каналов, 150 миллионов зрителей по всему миру и пять брендов. В России представлены три бренда - Universal Channel, Diva Universal и Syfy Universal. Мы на них полностью сконцентрированы, и вывели их на рынок, поскольку для них была ниша. Если такая же ситуация сложится для двух других брендов (13th street Universal и Studio Universal), мы будем рассматривать возможность их вывода на российский рынок.

Это нормальная ситуация. Как правило, бренды выбираются исходя из конкретной рыночной конъюктуры и потенциала. Такая практика сложилась эволюционно из общения с нашими партнерами, операторами, собственных исследований рынка. Поскольку российский рынок очень молодой, мы не исключаем, что какие-то новые ниши еще появятся.

Ранее вы заявляли о крупных инвестициях в собственные бренды? О каких конкретно цифрах идет речь и на что инвестиции пойдут?

Глобальные инвестиции составили несколько миллионов долларов, они были потрачены на создание и развитие брендов и собственное производство. В частности, мы запустили в прошлом году сериал Haven специально для телеканала SyFy, второй сериал - "Копы-новобранцы" для Diva, и, наконец, в этом году в апреле на канале Universal будет премьера еще одного нашего сериала Facing Kate. Оригинальные проекты для нас очень важны, в этом наша сила, и мы будем продолжать работать в этом направлении.

Две крупные сети - UNI и Discovery начали активную экспансию на российском рынке буквально за последний год. С другой стороны на российском рынке более 250 платных каналов, изрядная часть из которых местные несетевые. Как вы считаете, в перспективе может ли так случиться, что подавляющую часть рынка займут именно международные сети.

Роль местного производства в любой стране очень важна. Российский зритель смотрит отечественные передачи, ток-шоу, новости для того, чтобы знать, что происходит в стране. Если же зритель хочет узнать, чем живет мировая индустрия развлечений, то естественным выбором будут международные развлекательные каналы.

Но и, конечно, роль маркетологов в том, чтобы создавать потребность знать, что происходит в мире.

Беседовал Эльдар Соколов, Sostav.ru