30.03.2011

Мартин Линдстром: «В тридцати процентах случаев меня либо вообще не слушают, либо реализуют мою идею с какими-либо модификациями»

Интервью с одним из самых влиятельных маркетинговых консультантов мира

Мартин Линдстром«По когтю узнаю льва» - есть такая латинская пословица. Лучше всего о профессионализме великого гуру брендинга Мартина Линдстрома говорит его визитка. После того, как я взял у него интервью, визитка Мартина перекочевала на мой рабочий стол, на котором лежит гора других визиток людей, с которыми мне приходится общаться. Тем не менее, я поймал себя на том, что оранжево-черную карточку Мартина я все время верчу в руках. Она во-первых яркая – оранжевая с одной стороны, а во-вторых у нее загнут уголок.  Этот трюк в его последней книжке называется умным термином «соматический маркер».

Перед началом интервью мы с Линдстромом  увлеченно спорим по мотивам интервью моего коллеги, который разговаривал с ним до меня. Я пытаюсь доказать гуру брендинга, что помимо всех остальных источников сведений о бренде, в интернете. есть еще такая вещь, как отзывы о товаре на форумах  -  найдя их в поисковике и сопоставив друг с другом,  всегда можно установить истину. Мартин возражает мне, приводя в пример Amazon.com – на котором, по его словам, из пятидесяти отзывов 45 будут рекламными, и магазин ничего не может с этим поделать.

Знаете, когда читал вашу последнюю книжку – не раз ловил себя на мысли о том, что современная философия и социология в значительной степени сконцентрирована в книгах по маркетингу и психологии, и вы – безусловно один из ярчайших представителей этой тенденции. И все же я хочу задать вам вот какой вопрос: как часто ваш клиент, даже заплативший за работу, не применяет на практике ваши консультации? Для какого количества ваших клиентов вы не авторитет?

Да, со мной часто это случается. Я действительно много консультирую – сейчас я расписан на два года вперед, до 2013 года. Работаю B2B , B2C – то есть просто консультирую компании и богатых людей.  Если моему совету не следуют – я либо советую компании поменять менеджмент, либо пытаюсь понять, почему менеджмент ко мне не прислушался.  

Я рассуждаю так: «А может быть , я свою мысль до них не донес? Такое ведь и со мной может быть. Грустно, конечно, когда такое происходит,  но половина мой работы  заключается в том, чтобы не советовать что-то, а обеспечить потребление соответствующих продуктов, которые производятся. Я встречаюсь с руководством этих компаний, с советом директоров – и конечно же исхожу из предположения о том, что они должны бы ко мне прислушаться. Но ведь в маркетинге много субъективных моментов, вы же понимаете.  У каждого человека есть свое мнение, и эта работа – убеждать людей – кажется мне достаточно тяжелой. Пытаюсь взаимодействовать и, конечно же, я хочу, чтобы ко мне прислушались. В семидесяти процентах случаев так все и  происходит – а в тридцати процентах  меня либо вообще не слушают, либо реализуют мою идею с какими-либо модификациями.

 

Что для вас сложнее – сгенерировать новую идею или убедить людей в том, что эта идея – правильная?

Ну что я могу сказать – мне повезло, и для меня это достаточно просто, новые идеи я разрабатываю на регулярной основе – могу в течение встречи предложить три-четыре новых рабочих  концепции.  Они могут быть посвящены как новым продуктам, так и новым  сервисным концепциям, и новым брендам…  Почему я могу это делать так быстро? Потому что работаю в  88 странах, и знаком со многими культурами и концепциями – и совершенно спокойно  провожу различие между Японией, Китаем, Россией. Мне просто это делать – и именно в этом заключается мой профессионализм.

В прошлом, конечно, сделать это было сложнее,  сейчас проще. Потому что мой бренд, бренд «Мартин Линдстром» стал узнаваем. Сейчас  люди начинают  воспринимать меня в качестве надежного бренда. Вещи, которые я говорю, представляются им правильными. И чем сильнее бренд, тем легче мне советовать.  Например, есть люди из числа моих коллег у которых идеи  бывают хорошие, но просто бренд слабый. И поэтому я  могу таким людям помогать. И из-за того, что меня теперь всерьез воспринимают, я теперь чувствую себя счастливым человеком.

Мартин Линдстром

Сейчас это соотношение – 70 на 30. А если не секрет, каким оно было десять лет назад?

Не секрет абсолютно. Пятнадцать лет назад все было ровно наоборот –  ко мне прислушивались в тридцати процентах случаев, а в семидесяти мои советы отвергали. Я же очень долго работаю в рекламе, начал с двадцати лет – а сейчас мне уже за сорок, поэтому опыт накопился. Сам учился общаться с людьми, учился, как реализовывать идеи  - и лет через десять, меня, может быть, будут и процентов на девяносто слушаться. Хотя если бы я например водил бы с собой к клиентам таких людей как Филипп Котлер или Уоррен Баффет – глядишь, меня бы слушались и процентов на девяносто пять.    

Вы писали в своей последней книге  о разных трюках. используемых для построения бренда. А  какие из них  вам нравятся больше всего самому?  И какие из них вы используете для построения своего собственного бренда? Я вчера ночью сидел на сайте, вы там выходите откуда-то сбоку и говорите всякие умные вещи. Обратил внимание на то, что вы сделали по агентству на тему каждой своей книги…Извините, пожалуйста, за длинный и путаный вопрос.

Да это ничего, я привык. Вообще, я стараюсь быть критически настроенным по отношению к самому себе. Вы наверное заметили – я все время одеваюсь в черный цвет. И когда я публикую свои книги, я потом в интернете использую их материалы. Кстати, следующая моя книга будет называться «Бренд-вождь». Я специально одеваюсь в строгие тона – только потому, что  хочу быть крайне критичным к самому себе.  Но в то же время это один из соматических маркеров, позволяющий людям меня хорошо запомнить. Или вот моя визитка – у нее загнут уголок, это мой собственный дизайн, который я сам придумал и очень им горжусь. Этот дизайн – результат моего общения с читателями; просто однажды я заметил, что люди, которые хотят вернуться какому-то важному месту в книге, загибают уголок, чтобы сделать закладку. 

 И поэтому на моей карточке сложен уголок – это своеобразная дань моим читателям.

Могу ли я стать лучше? Когда вы устаете от того, что вы делаете, наверное, имеет смысл остановиться. Я не устал от того, что я делаю.

Мартин Линдстром Мартин Линдстром Мартин Линдстром

Поговорим о ваших прогнозах. Скажите, что из того, что вы предсказывали 10-15 лет назад, стало реальностью – а что нет? Насколько эти прогнозы оказывались правдивыми?

Вот. например про то, что магазины будут продавать пространство кубическими метрами. У меня рядом с домом  есть «Зеленый перекресток» и «Дикси», и ни в одном  из них я не замечал подобной тенденции.  Вот как я еще раз перефразирую свой вопрос: «Как вы думаете, все ваши прогнозы когда-нибудь сбудутся? Или все-таки некоторые из них были неправильными?»

Я об этом думаю – в принципе , мне и  со сбываемостью моих прогнозов тоже  повезло. 15, 10 лет назад я говорил о том, что у каждого ребенка будет свой собственный сайт, что дети будут общаться друг с другом в интернете с их помощью. Я  говорил об этом еще в середине девяностых. То есть социальные сети я предсказал. В 1994  я сказал, что интернет станет самым лучшим местом укрепления брендов – так оно и случилось. Я ввел концепцию MSP  -  в рамках которой вы владеете брендом , но развиваете и строите его в зависимости от  преференций потребителя.  И она сейчас очень хорошо себя чувствует – если бренд не подходит потребителю, он просто отмирает. Ведь потребитель сейчас правит миром. Я еще 12 лет назад говорил о том, что чувства потребителя будут определять потребление. Я говорил  о том, что появятся брендированные звуки – и сейчас эта концепция развивается полным ходом.  Мной было предсказано развитие нейромакетинговых исследований.

Какие-то вещи из числа тех, что я предсказывал, просто еще не произошли. Что я еще предсказывал? Что 60 % розничных магазинов сразу должны воздействовать на все чувства входящих в них покупателей.  Это уже происходит, но просто в одних странах эта тенденция проявляется сильнее, а в других слабее.

Скажите пару слов о вашей новой книге  - она, кажется, выходит в сентябре этого года? Она снова будет базироваться на  научном исследовании, или речь будет скорее идти о некоем креативном рассуждении на определенную  тему?

Книга будет творческая, креативная – но она будет здорово отличаться от того, что я писал раньше.  Она обращена к конечным потребителям, к госпоже Смит, живущей в конце улицы – поэтому написана она будет очень просто. Она будет весьма провокационная – я буду там писать об экспериментах, которые мы проводили с потребителями в Лос-Анжелесе. Надеюсь, вам понравится.

Я с удовольствием прочту. У нас мало времени, поэтому один, последний вопрос. Когда я читал вашу последнюю книгу, мне показалось некорректной ситуация, в которой вы сравниваете рекламные кампании по уровню креативности, избегая при этом давать информацию о том, каким был их бюджет. Мне кажется, это очень лукавое сравнение – потому что эффективность рекламной кампании в значительной степени обуславливается размером бюджета.

Мои книги основаны на будущих концепциях. Бренд-чайлд  - книга, обращенная в будущее. То же самое по поводу нейромаркетинга. Мне тяжело привязывать к моему видению цифры – я все-таки говорю о будущем. Сегодня, если бы я писал новую книгу о нейромаркетинге,  вы бы получили от меня эти цифры, потому что я слишком много исследований  к текущему моменту сделал. Но я все-таки обращен в будущее. обращен в перспективу, я обращен к конечному потребителю – и считаю, что для него важно качество обслуживания, он должен понимать, как проще всего ему получить качественный продукт.  Именно это находится в фокусе моего внимания.

Беседовал Павел Рябиков, Sostav.ru

 

Мартин Линдстром

 

Мартин Линдстром родился в 1970. В 12 лет он построил на заднем дворе дома своих родителей такой  город из конструктора Lego, что в этом возрасте получил в Lego работу стажера и основал свое первое рекламное агентство. В 20 лет он продал этот бизнес компании BBDO и заодно пошел туда работать.

За время работы в BBDO основал агентства BBDO Interactive Asia и стал соучредителем  BBDO Interactive Europe. Среди его клиентов такие компании, как   Disney, Mars, Pepsi, American Express, Mercedes-Benz, McDonald’s, Kellogg’s и Microsoft. Журнал Time считает его одним из ста самых влиятельных людей мира.

Его книги «Brand Building», «Clicks, Bricks & Brands», «BRAND child»,  «BRAND sense»

«Buyology - Truth and Lies About Why We Buy» переведены на 90 языков.

Редакция «Состав.ру» благодарит за помощь в организации интервью с Мартином Линдстромом компанию «TopManagement FORUM» - организатора мастер-класса Мартина Линдстрома в Москве 23 марта 2011 года

Павел Рябиков, Sostav.ru