06.04.2011

Penny Lane Realty: «Стрит-ритейл – фаворит сезона»

Показатели рыночной активности возвращаются на докризисный уровень 2007 года

Фото с сайта olx.ru

Эксперты ведущего оператора на рынке жилой и коммерческой недвижимости компании Penny Lane Realty подвели итоги первого квартала 2011 года на рынке торговой недвижимости Москвы. Нарастающий оптимизм игроков, про который с разной степенью осторожности говорили в прошлом году, оправдывает ожидания. Показатели рыночной активности близятся к докризисному уровню 2007 года.

Так, внушительные результаты показал стрит-ритейл. Объем сделок купли-продажи вырос, сейчас инвесторы рассматривают приобретение целого пула объектов. Активировались игроки и в сегменте аренды. Февраль ознаменовался войной сотовых операторов «Евросети» и «Связного» за помещения. Очень высокую активность проявляют операторы банковского сектора и общепита в поиске помещений в основных торговых коридорах. В результате, в ЦАО растет дефицит предложения качественных объектов. В спальных районах ситуация обстоит не так остро, так как предложение практически не ограничено. Собственники помещений постепенно переходят на более жесткие докризисные условия работы.

Рост арендных ставок в этом сегменте составил 30% по сравнению с концом 2010 года. Таким образом, ставки варьируются в пределах 3000-7000 долларов за кв.м. в год в ЦАО, в спальных районах 1500-3000 долларов за кв.м. в год. Стоимость квадратного метра в центральной части города составляет 15 000-23 000 долларов за кв.м., в спальных районах 4500-9000 долларов за кв.м. При этом необходимо отметить, что цена квадратного метра в спальных районах у метро может достигать 15000-20000 долларов за кв.м. за счет активного пешеходного трафика.

По словам директора департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексея Могилы, активность инвесторов на рынке также возросла: становятся ощутимы последствия запрета строительства торговых центров в пределах ТТК.

«В ближайшее время будет закрыт ряд сделок купли-продажи значимых торговых объектов. Цены продаж варьируются в пределах 120-200 миллионов долларов. Предпродажная подготовка объектов часто включает целый комплекс операций: изменение пула арендаторов, корректировка договоров аренды, в основном, в сторону увеличения сроков действия, замена эксплуатирующих организаций на более эффективные и так далее. Как правило, результатом этих мер становится привлечение покупателя (или в некоторых случаях соинвесторов) или появление интереса банков к финансированию подобных проектов», - отмечает он.

Что касается сегмента общепита, то здесь, утверждают эксперты, стремительно растет количество инвесторов и управляющих компаний. Все чаще ресторанные операторы привлекают не только инвесторов в свои проекты, но и громкие имена, как правило, медийных персонажей: Собчак, Лепс, Ургант, Цекало, Канделаки. Они вызывают интерес и позволяют идентифицировать объект на рынке. Зачастую возможность увидеть популярную фигуру за соседним столом становится сильным магнитом для посетителей.

К тому же, начало года ознаменовалось оживлением на рынке консалтинга. «Структура заказов кардинально меняется, - говорит Алексей Могила. - Небольшой поток запросов на оценку объекта в кризисные годы сменился заданиями на разработку и корректировку концепций торговых центров, а также комплексное развитие территорий. Через два года отсутствие строительства торговых центров будет весьма заметно, и за счет более реалистичного подхода к проектам этот пробел удастся максимально нивелировать».

Девелоперские компании, специализирующиеся в строительстве жилья эконом-класса, перестали относиться к коммерческим помещениям «как к нелюбимой падчерице» и готовы на этапе строительства привлекать консультантов для корректного проектирования и использования нежилых помещений.

Так, пилотным проектом консультантов Penny Lane Realty стала реализация помещений в районе Кожухово. В качестве арендаторов и покупателей были привлечены спортивный клуб, банковские офисы, продовольственные магазины и операторы общепита. Единый подход позволил корректно подойти к освоению площадей, и уже в ближайшее время жители района почувствуют перемены. Девелопер, в свою очередь, быстро получил не только финансовые потоки от эффективной реализации помещений, но и положительный социальный эффект.

Помимо этого, в первом квартале произошли крупные сделки в сетевом ритейле. Х5-«Копейка» и «Дикси»-«Виктория» существенно скорректировали расстановку сил. В итоге, эти поглощения дали толчок к целой цепочке более мелких перестановок, в основном, на локальных рынках. Результаты этих изменений станут заметны уже к концу весны - началу лета.

По мнению Алексея Могилы, итоги первого квартала демонстрируют устойчивую положительную динамику на рынке торговой недвижимости. «Мы ожидаем, что рынок в этом году выйдет на докризисные показатели. Дефицит качественных помещений и активизация игроков на рынке приведут к новым ценовым рекордам», - отмечает он.

Арендные ставки по основным торговым коридорам.

Источник: MAGAZAN.RU

Улица

Арендная ставка, $/кв.м./год

Столешников переулок

7000

Тверская

4400

Кузнецкий мост

3000

Петровка

2700

М. Дмитровка

2700

Б. Дмитровка

2600

М. Бронная

2500

Новинский бульвар

2300

Б. Полянка

2200

Смоленский бульвар

2100

Penny Lane Realty – российская компания, работает на рынке недвижимости с 1993 года. Ведущий оператор, предоставляющий полный спектр услуг в сфере недвижимости. Основное направление деятельнсти – аренда и продажа коммерческой недвижимости, а также элитного жилья.