В неспособности правильно питаться потребители обвиняют общепиты
Обществу необходимы подробные сведения о приготовленной еде, которые заведения общественного питания не спешат предоставлять
За последние несколько десятилетий поведение и привычки людей в отношении еды и ее употребления изменились больше, чем за предыдущие 500 лет. Эксперты считают, что во многом, это произошло благодаря сильному развитию индустрии фаст-фуда и доступности полуфабрикатов. В результате, на фоне этих изменений в обществе возникла озабоченность тем, насколько то, чем нас кормят, влияет на наше здоровье, а также опасения по поводу способности современной пищевой промышленности обеспечить долгосрочное устойчивое развитие.
После того, как люди стали чаще есть вне дома и получили доступ к разнообразному выбору блюд, у них появилось особое отношение к своему здоровью - потребность в правильном питании. Теперь люди стремятся получать удовольствие от еды, которая является не только полезной, но еще и вкусной. И, казалось бы, нет ничего проще - читай информацию об интересующих тебя продуктах питания и делай свой выбор. Но не все так просто, как кажется. На сегодняшний момент главной трудностью для реализации подобных действий является отсутствие полной информации о продуктах, которая указывается в меню (если вообще указывается).
Так, согласно полученным данным глобального исследования World Menu Report ("Что мы едим?"), потребители демонстрируют ярко выраженную потребность в получении подробных сведений о той еде, которую они употребляют в заведениях общественного питания. Будь то данные о происхождении продуктов, о способах их приготовления, пищевой ценности или безопасности - люди требуют большей информационной открытости.
Unilever Food Solutions, подразделение компании Unilever, представило результаты глобального исследования, посвященного потребностям посетителей мест общественного питания. В отчете, получившем название World Menu Report ("Что мы едим?"), были проанализированы мнения потребителей 7 стран - Бразилии, Великобритании, Германии, Китая, США, Турции и России. |
Девять из десяти посетителей ресторанов и кафе хотели бы получать более подробную информацию о тех продуктах, которые они употребляют в заведениях общественного питания. 72% россиян подтвердили, что эти данные позволят им сделать выбор в пользу более полезных продуктов.
Однозначную заинтересованность в такой информации высказали не только жители России, но и США, Великобритании, Китая, Германии, Бразилии и Турции. При этом, например, в Китае людям важны данные о количестве в еде витаминов и белков, а европейцам особенно интересно знать о содержании соли. В свою очередь, наибольший интерес у россиян вызывает информация о таких показателях, как содержание жиров, калорий, пищевых добавок и консервантов. В целом, три наиболее важных аспекта, о которых хотели бы знать все гости ресторанов и кафе: источник происхождения продуктов питания, способ их приготовления и состав.
Причем, подобных сведений не хватает в меню всех стран-участниц опроса. На вопрос, была ли им предоставлена какая-либо информация о пищевой ценности съеденных блюд во время последнего посещения ресторана или кафе, положительно ответили лишь 17% россиян.
Так, среди наиболее популярных заведений общественного питания в Москве в большинстве случаев в меню нет сведений о предлагаемых блюдах, но получить их все-таки можно. В сети ресторанов и пиццерий Mi Piace есть "Уголок потребителя", в котором имеется вся основная информация о приготовленных блюдах. Если посетителю необходимы более точные сведения, их способен предоставить либо сам шеф-повар, либо администратор ресторана. Схожая политика и у заведений более дорогого сегмента - там на все вопросы отвечает также шеф-повар. Однако, если речь идет о заведениях массового общественного питания, ситуация выглядит совершенно по-иному. В одном из трактиров сети "Ёлки-Палки" нет не только сведений о блюдах в меню, но и администратор и шеф-повар понятия не имеют, зачем эта информация вообще нужна и сведений о приготовленных у них блюдах дать они не могут. При этом, главной причиной отсутствия в меню информации о еде называют нарушение принятой для ресторана или кафе стилистики оформления как самого заведения, так и меню.
Выходом из этой ситуации, по мнению большинства опрошенных, может стать введение специальной единой маркировки блюд с указанием их калорийности, низкого содержания жира и соли. При этом, всю ответственность за соблюдение этой процедуры респонденты возлагают не на поставщиков продуктов или правительственные структуры, а непосредственно на заведения общественного питания. Среди россиян с этим согласны 68% человек.
Этой позиции придерживается и генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций "Ключевое Звено" Денис Рыжов. "На мой взгляд, в первую очередь, это в интересах заведений. Но при этом производитель должен обеспечить их всей необходимой информацией, чтобы при выборе поставщика учитывалась также его информационная открытость. А государство как минимум должно следить за соответствием этой информации требованиям закона".
В Постановлении Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" (Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей") согласно п. 12 Правил исполнитель (предприятие общественного питания) обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Эта информация должна обеспечить возможность правильного выбора услуги со стороны клиента. Информация должна содержать в том числе:
сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов). |
В Группе компаний "ГУД-ФУД" отмечают, что инициатива о предоставлении информации о продуктах (в торговых точках) должна идти от поставщиков-производителей. "Мы считаем обязательным указание тех компонентов, которые могут вызывать аллергическую реакцию у потребителя или нанести ему вред (например, наличие косточек). Также важной и интересной информацией для потребителя могут быть данные о стране-производителе сырья". Что же касается многокомпонентного продукта или блюда в ресторане, в компании полагают, что раскрывать всю глубинную рецептуру блюда (в том числе пропорциональное соотношение компонентов и прочего) излишне и нерентабельно. "Эта информация по большей части потребителю неинтересна, к тому же рецептура продуктов (как в ресторане, так и покупаемых готовых продуктах) чаще всего является коммерческой тайной", - отмечают они.
Сомневается в востребованности подобной информации и исполнительный директор Консалтинговой компании "RestCon" Андрей Петраков: "Лично я сильно сомневаюсь в том, что эта информация окажется в реальности востребованной. Во всяком случае, со стороны наших потребителей. Естественно, в стране бытует мнение, что население травят чем ни попадя, что продукты, в том числе и в ресторанах - вредные, опасные, некачественные. И, вроде бы, логично, что потребитель действительно хотел бы иметь максимально полную информацию о том, что он ест. В реальности же, я сомневаюсь, что подобную информацию кто-либо будет читать. Представьте себе меню, где расписано все - от происхождения продукта до его калорийности. Это получается некий паспорт блюда. То есть, на каждое блюдо будет такой паспорт. Потребитель его читать не будет, потому что поговорить об этом одно, а вчитаться и, главное - действительно понять, что там написано, могут единицы".
К тому же, по его мнению, информация, доступная для потребителя, получается рекламного характера, и все равно будет вызывать недоверие.
А что касается качества исходного сырья, то о нем надо заботиться у производителей и импортеров - "чтобы это соответствовало российским нормативам. Ну а если не соответствует, значит должна включаться полиция. Или же менять нормативы - что тоже функция государства", - уверен Андрей Петраков.
При этом, Денис Рыжов отмечает, что предоставление информации о еде скажется на бизнесе производителя, так как в этом случае нужно будет конкурировать не только качеством еды или условиями поставки, но и обеспечением покупателя информацией. А вот на кармане потребителя это может сказаться только вначале.
"Возможно, только в первое время, пока заведения не сообразят, что не стоит перекладывать это на плечи потребителя. Вряд ли что-то сильно изменится в рационе, потому что, на мой взгляд, в данный момент мы обладаем достаточной информацией о многих продуктах, но это не мешает нам их есть, даже зная, что в них нет ничего полезного", - добавил генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций "Ключевое Звено".
Таким образом, эксперты считают, что в целенаправленном навязывании информацию о блюдах потребителям нет никакой необходимости. Достаточно дать понять потребителю, что в случае его заинтересованности, он всегда сможет получить сведения о том, что он покупает.
Иллюстрации Fotolia