Цены на продукты в России: выше некуда?Продукты подорожали до уровня покупательской способности населения
Цены на продукты в России достигли уровня покупательской способности населения. Если они преодолеют этот «потолок», то многие будут вынуждены изменить свой рацион. Согласно проведенному Общественной палатой мониторингу, цены на отдельные продукты выросли на треть. Если подобная динамика сохранится, то россияне не смогут покупать привычные продукты и перейдут на более простую и дешевую еду, либо сократят потребление традиционных продуктов. Рабочая группа Общественной палаты с мая прошлого года следила за ценами на хлеб, сахар, яйца, молоко, творог, масло, говядину, свинину, курицу, минтай, картофель в столицах федеральных округов. В среднем рост цен составил 30%, что по сравнению с международной статистикой выглядит неутешительно. Например, доходы россиян на 25% ниже, а продукты в России на 13% дороже, чем в США, Китае, Португалии и Испании, пишет «Российская газета». Экономисты объясняют, что теперь цены должны остановиться до нового рывка покупательской способности населения. По законам рынка платежеспособный спрос является естественным ограничителем роста цен. Когда гречка подорожала до 80 рублей, то люди перестали ее покупать и переключились на рис, который стал самой дешевой крупой в России. По мнению экспертов, 30% за год – не совсем корректная цифра, потому что не все продукты «догнали» свой спрос. Согласно Росстату, резкий скачок цен на продовольствие произошел в январе этого года. В феврале началось торможение, а в мае прирост цен сравнялся с показателем прошлого года. С мая 2010-го по май 2011 года продовольствие подорожало на 13,4%, без учета плодоовощной продукции – на 11,6%. Структура продовольственной корзины неравномерна. Так, если семья тратит половину расходов на продукты питания, то больше всего денег уходит на хлеб (11%), на мясо (13,1%) и на молочные продукты (7,5%). Их подорожание станет определяющим для семейного бюджета. Минэкономразвития прогнозирует, что нас ждет незначительное подорожание хлеба, поскольку зерно прибавит в цене из-за снятия эмбарго на его экспорт с 1 июля. В отличие от свинины и говядины, куриное мясо может подешеветь. Молоко не должно вырасти в цене благодаря сезонному росту производства. Гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина считает одной из базовых причин роста цен «чисто российский менталитет». Если производитель повысил цену, то снижать ее не будет. Поэтому цены у нас изменяются практически только в сторону увеличения. Негативно на российские цены влияет и большое количество посредников. Кроме того, традиционно наценка на продовольствие выше в ларьках и небольших магазинчиках шаговой доступности, нежели у крупных ритейлеров, объясняет она. |
||