12.08.2011

Московские рестораторы подготовились к Рамадану

Какие маркетинговые ходы использует индустрия питания для привлечения столичных мусульман

Использование религиозных предпочтений потребителя – довольно распространенная стратегия в маркетинге и производстве. Многие магазины специализируются на продаже одежды для православных граждан, на прилавках торговых точек можно встретить косметику для мусульман, изготовленную в соответствии с требованиями религии. То же можно сказать о продуктах питания, которые также изготовляются производителями в соответствии с условиями той или иной конфессии.

Ежегодный приток мусульман в Россию, в целом, и Москву, в частности, заставляет производителей пищевой продукции, владельцев сетей общественного питания, магазинов обращать все больше внимания на этот сегмент потребителей. Заметно возрастает популярность халяльной еды.

С 1 августа для мусульман, которых в столице, по данным Совета муфтиев, порядка двух миллионов, наступил месяц Рамадан. В этот период халяльные кафе и рестораны Москвы (заметим, не все они принадлежат мусульманам) проводят приуроченные к нему акции, производители соответствующей продукции устраивают ярмарки. И те, и другие задаются целью привлечь новых потребителей и клиентов и популяризовать халяль-товары.

Рамадан - это девятый месяц мусульманского календаря, в течение которого правоверные мусульмане должны поститься от утреннего намаза (на рассвете) до вечернего намаза (наступающего с закатом). В этом году он продлится с 1 по 29 августа.

В этот период мусульманам запрещено принимать пищу и пить в дневное время. После захода солнца мусульмане совершают ифтары – совместные трапезы разговения в Рамадан.

В Москве по некоторым данным расположено более 20 халяльных кафе, при этом, как рассказал Sostav.ru Самат Садыков, заместитель директора отдела развития стандартов "Халяль" Международного центра стандартизации и сертификации Совета муфтиев России, всего несколько из этих кафе предлагают халяль меню, подтвержденное сертификатами. Среди них "Ливан-Хаус" (ООО "АЗРА"), "Раджа", "Урюк".

Кафе "Раджа", специализирующееся на индо-пакистанской кухне, в период Рамадана предлагает посетителям специальные акции. Ежедневно в кафе разговляющиеся могут получить бесплатно финики и воду, а также пять бесплатных бизнес-ланчей в первые пятнадцать минут после заката.

 "Мы предлагаем клиентам только халяльные продукты, которые прошли сертификацию, - говорит менеджер кафе Мария Лаврентьева. – Помимо акций есть у нас и специальный набор блюд для ифтара. Халяльные блюда пользуются популярностью не только у мусульман, но и у представителей других конфессий".

Кафе "Зам-Зам" с 1 августа тоже запустило небольшую рекламную кампанию: в нее входят раздача флайеров и реклама в интернете. На время Рамадана цены на все блюда снижены на 10%, в том числе и на набор для ифтара, в который входят суп и чай (или компот на выбор), сообщают сотрудники кафе.

Что касается торговых точек, то в Москве работает 11 сертифицированных Центром магазинов. Это "Халял", "Таваккуль", универсам "На горке" и другие.

Значительное количество предприятий в России и Москве занято в сфере производства халяль-продуктов. В последнее время, если верить данным, спрос на халяльную продукцию увеличивается, а производство ее в России ежегодно вырастает на 30-40%. К таким выводам пришел комитет по стандарту "Халяль" при Духовном управлении мусульман Татарстана. Всего же в России халяльную продукцию выпускают более 200 предприятий. В Москве это ОАО "Царицыно", ООО "САФА", ООО "Халял Аш" и ряд других компаний. Продукция распространяется не только в регионах России, но и экспортируется за рубеж.

"Продукцию "халяль" в настоящее время направляют не только в районы Поволжья, Кавказа, но и в северные районы Российской Федерации, а также в страны дальнего зарубежья: Саудовскую Аравию, ОАЭ, Иран и другие, что дает возможность выхода российских производителей продукции "халяль" на внешние рынки, способствует развитию аграрного сектора страны, - говорит Самат Садыков. - В настоящее время нашим Центром прорабатываются вопросы обеспечения "халяльным" питанием спортсменов на Олимпиаде в Сочи, что в свою очередь поспособствует дружественным отношениям со многими странами и автоматически повышает рейтинг России в странах ОИК".

Эксперты отмечают, что халяльная продукция пользуется спросом не только среди мусульман. Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей РФ заявляет, что значительную часть халяльной продукции потребляют москвичи, далекие от ислама. "Спрос на продукцию, производимую под каким-либо контролем религиозных общин, возрастает прежде всего потому, что люди начинают задумываться, что они едят. Халяльная продукция - высокого качества. Например, в этой продукции к минимуму сведено использование химических добавок или субпродуктов, поэтому у потребителей больше доверия к ним", - говорит господин Аншаков.

 Плацдармом для продвижения продукции "Халяль" являются ярмарки и выставки. В России с 2010 года крупнейшим из подобных мероприятий является Moscow Halal Expo, имеющая международный статус. В текущем году в выставке приняли участие 80 российских и зарубежных производителей. Уже сам факт проведения подобной выставки свидетельствует о расширении рынков халяль-продукции как на местном, так и на международном уровне. Исполнительный директор ICRIC (Исламской палаты исследований при Организации "Исламская конференция" в Иране) Абдулла Хусейн Факхари в ходе выставки заявил, что совокупный товарооборот халяльной продукции в мире составляет 580 миллиардов долларов, так что данный сегмент рынка является очень перспективным для развития в таких многоконфессиональных странах, как Россия, и во всем мире в целом.

Особенно высок интерес к халяль-продукции среди европейцев. Халяльные продукты включили в свой ассортимент такие транснациональные компании, как Nestle, McDonald’s, Tesco и другие. Nestle производит продукты, отвечающие нормам шариата, в 75 из 480 фабрик. Оборот компании в этой сфере составляет 3 миллиарда долларов. Tesco, самый популярный ритейлер в Великобритании и один из крупнейших в мире, организует в магазинах халяль-отделы.

Многие страны мира, производящие халяль-продукцию, получают значительные доходы от экспорта в исламские государства. Причем одними из лидеров по объемам поставок мясных халяль-продуктов в арабский мир являются такие далеко не мусульманские страны, как Бразилия, Австралия и Новая Зеландия.

Специалисты считают, что рост популярности халяльной продукции будет продолжаться в связи с ежегодным увеличением количества мусульман, а также благодаря все большей приверженности представителей других религий к продуктам под знаком "Халяль". 

Услуги по сертификации "Халяль" в России производится Международным центром стандартизации и сертификации "Халяль" Совета муфтиев России. Сертификаты выдаются на продукты питания, косметическую и парфюмерную продукцию, медикаменты и даже на производственные помещения, оборудование, инструменты, спецодежду и персонал, участвующий в производстве продукции "халяль".

Мясопродукты "халяль" производятся по специальной технологии, предусматривают отсутствие компонентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманину (например, свинину, мертвечину, кровь, различные добавки).

Наталья Малютина, Sostav.ru