15.08.2011

Продуктовый ритейл сможет выдержать грядущее падение цен на нефть

Продуктовый ритейл может не опасаться падения цен на нефть. Правда, относится это преимущественно к сетям-дискаунтерам

Продуктовый ритейл
Иллюстрация Fotolia

Банк Merrill Lynch опубликовал прогноз развития российского ритейла в случае значительного падения цен на нефть. Сценарий стресс-теста предполагает, что в 2012 году нефть марки Brent подешевеет до 80 долларов за баррель, за доллар будут давать 32 рубля, реальные располагаемые доходы населения снизятся на 0,2%, инфляция замедлится (с 8% по текущим прогнозам до 4,1%), а оборот розницы вырастет всего на 3-4% (прогноз - 9,3%).

Описанная ситуация приведет к смещению спроса покупателей в сторону более дешевых товаров, из-за чего EBITDA ритейлеров может уменьшиться на 6-8%, а прибыль - на 10-15% по сравнению с благоприятной конъюнктурой. Но в целом продуктовая розница достаточно защищена от экономических колебаний, говорится в отчете Merrill Lynch.

Причем самыми защищенными окажутся как раз те компании, в обороте которых велика доля формата дискаунтеров, пишут "Ведомости". Это X5 Retail Group (73% выручки в 2010 году пришлось на "мягкие дискаунтеры"), "Магнит" (90% выручки от магазинов формата "у дома") и группа "Дикси" (85% выручки от дискаунтеров). В кризисные 2008-2009 годы дискаунтеры, в отличие от супермаркетов, показывали положительную динамику, напоминает Merrill Lynch. К примеру, сопоставимые продажи "Пятерочек" выросли на 17% (трафик - 10%, средний чек - 7%), а "Перекрестки" не показали роста вовсе - хоть средний чек и увеличился на 4%, но трафик сократился на те же 4%.

В кризис инвесторы явно недооценили защищенность розничного сектора, считает аналитик Merrill Lynch Виктор Дима. И действительно, EBITDA Х5 за 2009 год на 7% превзошла ожидания аналитиков , EBITDA "Магнита" - на 14%, "Дикси" - на 24%.