Край счастливых контрабандистов
В 2010 году только прямые потери бюджета Евросоюза от продажи нелегальной табачной продукции составили 10 миллиардов евро. Европа просто завалена пачками сигарет с молдавскими, украинскими, белорусскими и российскими акцизными марками. Больше всего страдают страны Восточной Европы и Прибалтики, где уровень нелегального рынка вплотную приблизился к 50 процентам. В том, почему это произошло и как обстоят дела на западной границе России, попыталась разобраться корреспондент Sostav.ru
Не нужно быть экспертом, чтобы понять насколько сложно в современном мире перепроизводства обеспечить стабильный рост продаж той или иной продукции. Производители тратят миллиарды долларов на маркетинг, дистрибуцию, постоянное стимулирование потребителей через всевозможные промо акции. Совсем другое дело контрабанда. Ее не нужно рекламировать, а потребители готовы покупать оптом – а все потому, что очень дешево.
Контрабанда сигарет по своей доходности уже давно не уступает ни торговле оружием, ни наркотиками, только вот ответственность за такое правонарушение значительно меньше.
«Безнаказанность, коррупция и прибыльность – вот три фактора, которые сделали этот бизнес крайне популярным в Европе, бороться с которым становится все сложнее и сложнее», - сказал на встрече с журналистами заместитель директора таможни Литвы Йозас Римкевичус.
При вхождении в Евросоюз страны Прибалтики и Восточной Европы были обязаны всего за несколько лет повысить акцизы до минимального европейского уровня, который составляет 64 евро на 1000 сигарет или в среднем 1,3 евро в переводе на пачку сигарет самой популярной марки. При этом сама Западная Европа проделала этот путь за 20 лет. И если среднее повышение акцизов на табачную продукцию в Западной Европе составляло около 8%, то в станах Балтии и Восточной Европы повышение достигало 25-30% ежегодно. При этом реальные доходы населения остались практически на том же уровне. Покупка сигарет стала не просто дорогим удовольствием, а недоступным для очень многих, что сразу же спровоцировало бурный рост нелегального рынка.
Согласно данным исследований института свободного рынка Литвы, если еще пару лет назад контрабанду были склонны оправдать 39% жителей страны, то в 2010 году этот показатель достиг 68%.
Пароли и Явки
Дорога от Калининграда до границы с Польшей занимает не более часа, но картинка проезжающего мимо транспорта стремительно меняется. Грузовики, автобусы и легковые машины разных марок сменяются однотипными Volkswagen Passat универсал. В скрытые полости этого автомобиля влезает до 1000 пачек сигарет. Именно поэтому он пользуется такой большой популярностью у контрабандистов.
На самой границе, что близ городка Мамоново, видим остатки былой роскоши. Когда-то здесь работало более трех десятков магазинов, торгующих сигаретами, сахаром и алкоголем. После того, как Польша разрешила провозить беспошлинно только две пачки вместо двух блоков сигарет, количество ларьков резко уменьшилось. Зато появились новые мелкооптовые, двухэтажные: на первом магазин, на втором - комната отдыха, где контрабандистам можно расслабиться. А рядом гаражи с кондиционерами, где набившие руку автомеханики разбирают и собирают Volkswagen Passat всего за пару часов.
Составить рейтинг наиболее популярных у контрабандистов сигарет можно заглянув на мусорную свалку, расположившуюся буквально в нескольких метрах за гаражами. Здесь же корреспонденту Sostav.ru удалось записать на камеру мобильного телефона видео того, как пожилой мужчина, решивший сэкономить деньги на механиках, прячет что-то в двери своего универсала.
Похожая ситуация наблюдается на границе с Литвой недалеко от Советска.
По словам экспертов, машины, безусловно, самый популярный транспорт контрабандистов. Прячут везде: в дверях, под капотом, в крыше, в багажнике, в запасном колесе, полостях задних сидений, обустраивают второе дно. Один из самых экзотических способов — в газовых баллонах, ведь не каждый таможенник будет разбирать баллон, даже если заподозрит в нем наличие контрабанды.
«Любые затраты для того, чтобы сделать самые хитрые камуфляжи в любом случае окупаются, - добавляет Римкевичус, - Если в Белоруссии купить фуру вместимостью порядка 1200 коробов (в одном коробе 50 блоков) за 50 тысяч евро, то в Литве за нее можно выручить миллион. Даже если половину этих денег потратить на камуфляж, прибыльность будет огромная».
Популярен у контрабандистов российско-литовский участок реки Неман, через который почти каждый день переправляют сотни и тысячи сигаретных пачек на плотах, надувных и моторных лодках, в непромокаемых ящиках, которые тащит на себе контрабандист в гидрокостюме.
Рейтинг популярности
TNS Latvia в сотрудничестве с Ассоциацией производителей табачной продукции провели исследование о распространении нелегальных сигарет. Исследование было произведено на территории всех стран Балтии, где всего за несколько лет рынок контрабандных сигарет приобрел колоссальные масштабы.
Целевой группой выступили жители Литвы в возрасте от 18 до 74 лет, которые в день выкуривают хотя бы 2 сигареты. Размер выборки составил 1 229 респондентов, которые показали пачку сигарет и ответили на все вопросы.
По результатам TNS, наибольшее количество пачек иностранного происхождения показали жители сельской территории от 45-75 лет со средним уровнем дохода примерно 500- 800 лит (примерно 250-400 долларов) в месяц.
«Наиболее высокий уровень потребления сигарет с иностранными акцизными марками отмечен нами в Каунасе. Этот город ближе всего расположен к российской границе, и здесь каждый шестой из опрошенных нами жителей предъявил пачку с предупредительной надписью на иностранном языке», - рассказала представитель TNS Latvia Анна Янкевица.
Наиболее популярны среди контрабандистов недорогие сигареты. Причем если в 2009 году пальма первенства безоговорочно принадлежала марке Saint George (она оказалась у 68% респондентов), то в 2010 году отмечен всплеск популярности сигарет белорусского производства.
Еще в 2009 году такие марки, как «Премьер» и «Минск» были вообще неизвестны литовским потребителям. Сегодня совокупная доля привезенной продукции составила более 20%.
Также есть марки, которые производятся в России, но там не продаются. То есть такая продукция производится уже с целью контрабанды в то время, как на территории России производитель закон не нарушает.
Прежде всего, речь идет об уникальной марке Jin Ling, которая производится в России, но на отечественном рынке почти не продается. Внешне пачка Jin Ling напоминает Camel, только вместо благородного верблюда на ней изображен горный козел. Раньше таких «козлов» производили в Китае и поставляли в СССР по бартерному контракту в обмен на оборудование для электростанций. Позже производство Jin Ling в Китае прекратилось, а право на выпуск сигарет под этой маркой зарегистрировала российская компания с головным офисом в Калининграде.
По оценкам агентства «Бизнес Аналитика», объем продаж калининградского табачного завода в России не превышает 0,1 процента от общероссийского объема и ограничивается несколькими десятками миллионов пачек в год. В то же время, по информации заместителя директора таможни Литвы Йозаса Римкевичуса, ежегодно фабрика производит порядка 12 миллиардов сигарет. То есть вся эта масса различными путями поступает на Европейский рынок. На сегодняшний день нелегальные «горные козлы» были замечены уже больше чем в десяти странах Евросоюза. По оценкам Еврокомиссии, бюджет ЕС теряет порядка 700 миллионов евро ежегодно только от нелегальной продажи этой марки.
ЕС-Россия-Китай
Изучив ситуацию, Еврокомиссия определила ряд первостепенных мер, реализация которых может дать ощутимые результаты уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Основной упор делается на переговоры со странами СНГ с целью повышения уровня акцизов до средне европейского.
Возможно, именно благодаря таким переговорам Минздрав России внес на обсуждение правительства законопроект, предусматривающий значительное повышение акцизов на табачную продукцию. Если правительство и парламент его одобрит, то самые дешевые сигареты будут стоить дороже 60 рублей. То есть практически так же, как и в странах Балтии.
Поможет ли это Европе решить вопрос с контрабандой, эксперты табачного рынка ответить затрудняются. Впрочем, и сами представители Литовской таможни отмечают, что большая часть нелегальной продукции уходит из Литвы транзитом в другие страны ЕС. Одним из наиболее популярных рынков в западной Европе для контрабандистов остается Великобритания. В 2008 году доля нелегальной продукции здесь составила 36% от всего рынка.
Вполне возможно, что с ростом акцизов Россия, как и Литва, из статуса источника контрабанды перейдет в статус ее транзитера, однако при этом существенная часть его будет оседать в России. У России самая большая протяженность с границей Китая, а создание единого таможенного пространства с Казахстаном делает ее еще больше. Так что проблема контрабанды и контрафакта сигарет действительно грозит стать общеевропейской проблемой.
Контрабанда – легальный продукт, который куплен легально на территории, на которой он был произведен, но нелегально ввезен в другу страну.
Контрафакт - подделка. Он может быть произведен где угодно, и также нелегально ввезен в страну, а может быть произведен прямо там же, где его и сбывают.
|
«Китай на сегодняшний день ежегодно производит более 300 миллиардов штук контрафактных сигарет, что по объему сравнимо с 10-11 такими рынками, как Казахстан. Или один рынок, сопоставимый с Россией», - говорит менеджер по коммуникациям JTI Казахстан Олжас Бибанов.
Сегодня весь этот объем идет мимо России, где доля нелегального рынка не превышает и одного процента. Вопрос сколько из этого завтра может оказаться на российском рынке, зависит только от рентабельности для контрабандистов. Опыт Европы ясно доказал, что укрепление границ от этого зла не спасает.