28.02.2012

ФАС разберется с автодистрибьютерами

По мнению службы, они препятствуют здоровой конкуренции на рынке автосервисных услуг

Иллюстрация с ресурса bangalorepress.wordpress.com

Антимонопольная служба, проанализировав ситуацию в сфере продаж авто и их обслуживания в России, пришла к выводу, что взаимоотношения между дистрибьюторами и дилерами создают «нездоровую деловую среду». В частности, установило ведомство, автодистрибьюторы обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания, что затрудняет вход на рынок действующих независимых сервисных центров. Как следствие, в регионах, где спрос на сервисное обслуживание велик, возникает дефицит такого рода услуг.

Кроме того, дистрибьюторы «не устанавливают ясных требований и правил по отбору контрагентов (дилеров), искусственно ограничивают срок действия дилерских соглашений, и, используя это, необоснованно расторгают, отказывают от заключения или пролонгации дилерских соглашений, односторонне расторгают договоры поставки запасных частей авторизованным дилерам».

Не все гладко и внутри дилерских сетей: устанавливаются различные для отдельных дилеров условия оплаты, поставки, в том числе по комплектации автомобилей, авторизованные дилерские и сервисные центры ограничиваются в выборе поставщиков оборудования и материалов, необходимых для их укомплектования, что, в конечном счете, приводит к удорожанию такого оборудования и материалов.

Ограничению конкуренции способствует и запрет осуществления авторизованными сервисными центрами ремонта автомобилей конкурирующих марок. От этого проигрывают и потребители, особенно в маленьких населенных пунктах, где особенно остро ощущается необходимость в сервисе, способном обслуживать широкий спектр марок.

По мнению ФАС, дистрибьюторы также необоснованно отказывают в заключении договора поставки оригинальных запасных частей и аксессуаров к автомобилям независимым сервисным центрам, что, в конечном счете, приводит к удорожанию таких запасных частей и аксессуаров.

В настоящее время ФАС России рассматривает вопрос о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении автодистрибьютеров и дилеров автомобилей марок ŠKODA, Hyundai, KIA, JAGUAR, Land Rover, Ford, а также запасных частей к автомобилям марок AUDI, ŠKODA, Volkswagen.

Для уточнения позиции автодистрибьютеров ФАС России проведет совещание с участниками рынка. Им будет предложено разделить продажи и сервисное обслуживание автомобилей; установить четкие требования, процедур, сроков при отборе контрагентов (для получения статуса официального дилера), исключающих возможность координации деятельности независимых участников рынка; ввести процедуры аккредитации сервисных центров и предоставления им права осуществлять техническое обслуживание автомобилей, находящихся на гарантии; обеспечить доступ независимым автосервисам к техническим регламентам, и приобретению запасных частей, программного обеспечения и оборудования для технического обслуживания автомобилей конкретных марок.

«Проблема назрела давно, но далеко не все дилеры жалуются на дистрибьютеров, - комментирует начальник отдела аналитики АВТОСТАТА Андрей Топтун. - Есть множество примеров вполне здоровых отношений внутри дилерской группы. По мнению ФАС на данном рынке должна существовать свободная конкуренция, на самом деле ее в этом сегменте не может быть в принципе, потому что отрасль имеет свою специфику. Служба хочет, чтобы на данный рынок пришли независимые сервисы. И они, скорее всего, придут - это вопрос времени. Безусловно, производителю выгодно контролировать дилерскую сеть, т.к. конечную ответственность перед потребителем несет именно он. Независимые сервисы могут использовать контрафактные запчасти, поскольку они дешевле, а отвечать придется производителю. С другой стороны, производитель вынуждает дилеров покупать запчасти по завышенной цене. Отдать закупку запчастей в руки дилера было бы неправильно. Нужно искать компромисс, поскольку в описанных службой вопросах пересекаются интересы как минимум трех сторон».

 

Информационная служба, Sostav.ru