01.03.2012

ICQ оставили без рекламы

Mail.ru Group: мы убираем из сервиса все лишнее

Иллюстрация с сайта Mail.ru Group

Интернет-холдинг Mail.ru Group с сегодняшнего дня окончательно отказался от рекламы в своем мессенджере ICQ в России и соседних странах. Руководство компании пошло на этот шаг, чтобы сделать более лояльной аудиторию сервиса, и тем самым подготовить ее к дальнейшим преобразованиям.

AOL – ввели, Mail.ru - вывели

Рекламные баннеры появились в ICQ еще в далеком 1999 году, после того, как создатели мессенджера - израильская компания Mirabilis продала его американской корпорации AOL. Летом 2010 года фонд Digital Sky Technologies (позже преобразованный в Mail.ru Group) закрыл сделку по покупке мессенджера у AOL за 187 миллионов долларов. На тот момент под управлением DTS уже находился мессенджер «Mail.ru Агент», в котором нет рекламных материалов.

О намерении избавить ICQ от рекламных материалов представители холдинга заявляли давно: по мнению менеджмента, сервисы мгновенных сообщений служат, в первую очередь, для привлечения аудитории на другие проекты, а не для получения непосредственно прибыли от рекламы.

В мае 2011 года было принято решение убрать баннер из контакт-листа сервиса, а в окне диалога он стал виден только в окне, свернутом до минимального размера. Полмесяца назад Mail.ru Group анонсировала, что вскоре реклама исчезнет из ICQ вовсе, не назвав при этом конкретных сроков завершения процесса «дерекламизации» сервиса.

Реклама – дело второстепенное

Сегодня процесс завершился – из ICQ окончательно исчезла реклама. Однако с финансовой точки зрения потери Mail.ru Group невелики: только что назначенный на свой пост руководитель направления Instant Massaging Игорь Ермаков обозначил долю рекламных доходов ICQ в общем рекламной доходе компании как «крайне незначительную». Всего же в 2011 году рекламная выручка холдинга составила 205,7 миллиона долларов, почти 70% от которой – 148,5 миллиона пришлись на медийную рекламу, и еще 57,2 миллиона – на контекстную.

«Роль рекламы в ICQ всегда была второстепенной. Назначение мессенджеров в общей стратегии компании – не приносить сиюминутную прибыль, а служить комфортным инструментом общения и предоставления удобного доступа к другим проектам Mail.Ru Group. В то же время присутствие рекламы было одним из главных недостатков сервиса в глазах пользователей. Сейчас для нас первично развитие продукта и удобство его аудитории», – подчеркнул г-н Ермаков.

Пока реклама исчезла из ICQ в России и странах СНГ, а также в некоторых других регионах, в которых позволяла ситуация с рекламными контрактами, например, в мобильной версии в Германии. В других регионах присутствия рекламу из мессенджера будут убирать по мере истечения договоров с партнерами.

Будущее «аськи»

В качестве направлений развития IM-сервисов холдинга г-н Ермаков обозначил перевод ICQ и «Mail.ru Агента» на единую технологическую платформу, развитие видео-телефонии, развитие мобильных версий и геосервисов.

Рассматриваются и различные версии монетизации мессенджеров, однако представитель холдинга не уточнил, какие именно. Из существующих сейчас платных сервисов можно отметить отправку платных смс и звонки на городские номера.

По последним отчетам общая ежемесячная аудитория ICQ в России составляет 15,7 миллиона (в мире - 27 миллионов). «Mail.ru Агентом» ежемесячно пользуются 22,9 миллиона человек.

Читать также:

SOSTAV.RU Mail.ru Group увеличила за год прибыль в 2,5 раза

Эльдар Соколов, Sostav.ru