Российская реклама снизит темп почти вдвоеВ 2012 году отечественный рынок прибавит всего 13%, уверены эксперты
Темпы роста российского рекламного рынка в текущем году будут ниже прогнозов конца прошлого года, уверены эксперты агентства ZenithOptimedia. Однако даже при таком раскладе отечественный рынок будет развиваться вдвое быстрее Восточной Европы и почти втрое быстрее, чем общемировой рекламный рынок. Российский офис ZenithOptimedia (коммуникационная группа VivaKi) скорректировал свой декабрьский прогноз относительно развития отечественного рекламного рынка в 2012 году в сторону небольшого уменьшения - с 14% до 13%. Предыдущий год был более успешным – по данным АКАР, рост составил 21% по отношению к результатам 2010 года. Эксперты отмечают, что в 2011 году российская экономика продемонстрировала уверенный рост: реальный ВВП вырос на 4,3% (на 0,3% больше, чем предсказывал Росстат ранее), семейное потребление увеличилось на 6,4%. В 2012 году прогнозируется снижение динамики роста ВВП – до 3,2%. Негативное влияние на российскую экономику может оказать ожидаемая рецессия в зоне евро. Несмотря на то, что потребительский спрос стабилен, темпы роста промышленного производства продолжат падение. Если в 2010 году его рост составил 8,5%, а в 2011 году – 4,7%, то в 2012 он упадет до 4%. Перспективы роста российской экономики продолжают оставаться зависимыми от международных цен на сырьевые ресурсы, отмечает в своем отчете ZenithOptimedia. В 2011 году средняя цена на нефть марки Brent составила 111 долларов за баррель. По прогнозам, в 2012 году цены будут оставаться относительно высокими, однако несколько ниже, чем в 2011. Темпы роста рекламного рынка в четвертом квартале 2011 года значительно снизились по причине экономической и политической нестабильности. Нестабильность заставила рекламодателей действовать с осторожностью. В 2012 году, по прогнозам экспертов агентства, рекламный рынок ожидает более скромный рост по сравнению с двумя предыдущими годами. Интернет-реклама, расходы на которую в прошлом году впервые превзошли затраты на рекламу в прессе и наружной рекламе, продолжит динамичное развитие: ее рост составит 35%. К 2014 году ее доля в общих расходах на рекламу достигнет 24% (в 2008 было 7%, в 2011 – 16%). Медленнее других будут расти реклама в прессе, на радио и «наружке». Их доли в общем «рекламном пироге» будут снижаться с 15%, 5% и 13% соответственно в 2011 году до 13%, 4% и 11% в 2014.
Источник: ZenithOptimedia Russia Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)
Мировой позитив В отличие от российского рынка, ZenithOptimedia повысило свой прогноз по росту глобальных рекламных затрат в 2012 году: по ожиданиям агентства, они вырастут на 4,8% против 4,7% в декабрьском прогнозе и достигнут 489 миллиардов долларов. Рост в 2013 году составит 5,3%, а в 2014 - 6,1%. Положительные изменения связаны, в первую очередь, со снизившимся риском финансового коллапса в еврозоне, несмотря на ухудшение краткосрочных экономических показателей в регионе. Дополнительный рост рынку в 2012 году обеспечат Олимпийские игры, Чемпионат Европы по футболу и президентские выборы в США. Рынок Восточной Европы в 2012 году вырастет на 6,5%. Экономическая ситуация в Западной Европе более нестабильна. В этом регионе в 2012 году прогнозируется рост на 1,5%. Североамериканская экономика выглядит гораздо более здоровой. Агентство оценивает рост этого рынка на 3,6% в 2012 году. Азиатско-тихоокеанский регион покажет рост на 7,4%. Самым быстро растущим рынком в 2012 году будет Латинская Америка – на 9,2% относительно прошлого года. Большую часть роста мирового рынка будут обеспечивать развивающиеся страны. По оценкам ZenithOptimedia, их вклад в рост глобального рынка в 2011-2014 гг. составит более 60%. При этом, вклад в общий рост десяти крупнейших из них составит 49%. Четыре страны БРИК вложат 33% в глобальный рост. Остальные 16% придутся на рынки Индонезии, Аргентины, ЮАР, Южной Кореи, Мексики и Турции.
В списке крупнейших рекламных держав в ближайшие два года нас ждут перемены – в 2014 году Китай переместится с третьего на второе место, превзойдя Японию, а Россия, в 2011 году занимавшая 11 место, войдет в топ-10, встав на 9 место. Крупнейшие рекламные рынки мира ($ млн по текущему курсу)
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $млн. по текущему курсу)
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)
Расходы на рекламу по медиа ($ млн)
* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа. Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
Расходы по типам интернет-рекламы ($млн. по курсу 2010 года)
Источник: ZenithOptimedia |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эльдар Соколов, Sostav.ru |