29.03.2012

Рунет прирастает регионами

Аудитория растет за счет регионов, зато столицы лидируют по распространению интернета и активности пользователей

Иллюстрация Fotolia

«Яндекс» представил исследование о развитии интернета в регионах России за 2011 год. Месячная аудитория интернета в России выросла на 17% и составила 54,5 миллиона человек к осени 2011 года. Таким образом, 47% совершеннолетнего населения страны имеют доступ к интернету. В сентябре Россия вышла на первое место в Европе по количеству пользователей.

Основной вклад в прирост аудитории внесли регионы: 93% новых интернет-пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Активнее всего интернет распространяется в сёлах: за год аудитория здесь увеличилась на 33%. В городах с населением от миллиона рост составил около 6%. По проникновению обе столицы (Москва и Санкт-Петербург) лидируют с большим отрывом.

На начало 2012 года 92% жителей крупных городов (от 100 тысяч человек) могут выходить в интернет из дома, причём более 70% из них пользуются широкополосным (высокоскоростным) доступом. В составе интернет-аудитории продолжает увеличиваться доля пользователей, которые выходят в сеть ежедневно: с осени 2010 по осень 2011 этот показатель вырос с 69% до 75%.

С каждым годом скорость интернета растёт, а стоимость снижается. В 2011 году средняя стоимость интернета в России сократилась более чем в два раза, в регионах – в среднем на 60%. Самый дешевый интернет в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Уфе, Петрозаводске, самые высокие цены – на Дальнем Востоке.

Аудитория мобильного интернета растёт в два раза быстрее, чем аудитория интернета в целом. За последние три года месячная аудитория мобильного интернета увеличилась почти в два раза, тогда как аудитория интернета – на 50%. В январе 2012 года мобильными устройствами для выхода в сеть воспользовались более 22% жителей крупных городов. По показателю проникновения мобильного интернета и по темпам его развития крупные российские города почти не отстают от Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2011 году интернет-аудитория в регионах выросла почти на 20%. Самые высокие темпы роста продемонстрировал Дальневосточный округ, самые низкие – Северо-Западный. Москва и Санкт-Петербург обгоняют регионы по распространению интернета и по активности пользователей. Наблюдается отставание по охвату социальных сетей – это может объясняться тем, что при расчёте не учитывалась соцсеть Facebook. Впрочем, регионы с каждым годом сокращают отставание.

Около трети организаций в регионах имеют свои сайты, в Москве и Санкт-Петербурге – 70%. Выше всего этот показатель в Поволжье, ниже всего – в Северо-Западном округе.

В 2011 году число доменных имён второго уровня в зонах .RU и .РФ выросло на 19% до 4,6 миллиона. Домен .RU, на который приходится около 80% этой суммы, поднялся по итогам года с шестого на четвёртое место в рейтинге национальных доменов мира.

В исследовании использованы данные сервисов «Яндекс.Метрика», «Яндекс.Новости», «Яндекс.Справочник» и «Яндекс.Каталог», а также Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), компании comScore, исследовательской группы TNS и Технического Центра Интернет (ТЦИ). Развитие интернета в регионах оценивалось по двум группам показателей. Показатели первой группы характеризуют уровень распространения интернета, второй – активность пользователей.

Ирина Милош, Sostav.ru