Религия в рекламе и реклама религии
Монашки, кактус в терновом венце и грядущий конец света
На днях одна новозеландская церковь к празднику наступающей Пасхи выпустила рекламу, на которой пользователь Facebook по имени Judas Iscariot «лайкает» изображение распятого Иисуса. Одновременно с этим в Италии вышел принт, где кактус в узнаваемом терновом венце рекламирует производителя почвы для растений. Это навело нас на мысль исследовать примеры использования религиозных образов в рекламе с одной стороны и способы, которые используют церкви и религиозные учреждения для собственной рекламы, - с другой.
Реклама религии
Самые громкие рекламные скандалы происходят вокруг прогрессивной англиканской церкви St Matthew, которая находится в городе Окленд, Новая Зеландия. St Matthew на официальном сайте даже использует слоган «Церковь, непохожая на все остальные» и ежегодно это доказывает. В этом году рекламное агентство WhybinTBWA-Новая Зеландия сделало для St Matthew «пасхальные» билборды, на которых пользователь Facebook по имени Judas Iscariot «лайкает» изображение распятого Иисуса. Викарий церкви St Matthew Глинн Кэнди заявил, что цель данного билборда – избавиться от векового груза вины за распятие Христа, поэтому был выбран образ Иуды Искариота как самый главный объект порицания за предательство Иисуса. «Билборд высмеивает наше постоянное желание искать виноватых. Смысл праздника Пасхи заключается в том, что постоянное ощущение вины и сожаления не приведет к счастью. Обвиняя других, далеко не уйдешь», - говорит Кэнди.
Фото с сайта adsoftheworld.com
Это же агентство в прошлом году на Рождество сделало для церкви St Matthew билборды, на которых Дева Мария изображалась с тестом на беременность и, судя по выражению испуга на ее лице, результат оказался положительным. Никаких слов на билборде не было. Викарий St Matthew Глинн Кэнди объяснил, что это билборд о реальном Рождестве и реальной беременности. «Мария – реальная мать реального ребенка. Она была молодая, незамужняя и бедная. Мария не первая и не последняя девушка, оказавшаяся в этой непростой ситуации», - написал викарий Глинн Кэнди на официальном сайте церкви. Эта рекламная кампания вызвала широкую дискуссию в обществе. Новозеландский телеканал 3 News тогда посвятил этому несколько передач, в которых реклама была названа «крайне странной», «неуместной за пределами церкви» и «оскорбительной для верующих».
Фото с сайта s3-ec.buzzfed.com
Еще раньше на рождественских билбордах церкви St Matthew изображались лежащие в постели Дева Мария и несколько унылый святой Иосиф. В подписи было написано: «Бедный Иосиф. Следовать за Богом нелегко». Спустя всего несколько часов один из этих билбордов был испорчен мужчиной, который залез на крышу своей машины и облил его коричневой краской. Тогда в церкви заявили, что эта работа агентства M&C Saatchi-Окленд еще не самая радикальная: «Одно рекламное агентство предложило нам проект, на котором со слов песни «Радость мира» (популярная в англиканских церквях рождественская песня) стекала сперма».
Фото с сайта s3-ec.buzzfed.com
M&C Saatchi-Окленд сделало для St Matthew еще несколько билбордов. На одном знаменитая статуя Христа в Рио-де-Жанейро с раскинутыми руками была подписана: «Рыба была вооот такая большая!».
Фото с сайта s3-ak.buzzfed.com
На другом рекламировалась услуга крещения домашних животных. В билборде обыгрывалась идея, что если крестить морскую свинку, ястреб на нее не нападет.
Фото с сайта adsoftheworld.com
Еще два билборда были сделаны с отсылкой к картинам Возрождения, на которых креаторы из M&C Saatchi-Окленд нашли не совсем праведные элементы и усомнились в подписи: «Евангелие. Правда?».
Фото с сайта adsoftheworld.com
Фото с сайта adsoftheworld.com
Для рекламы аудио-коллекции своих служб в iTunes церковь St Matthew запустила кампанию iGod. На билбордах была изображена тень священника с белой квадратной колораткой, напоминающей iPod nano.
Фото с ресурса blogspot.com
Вдалеке от Новой Зеландии мы находим менее смелые и более аккуратные примеры рекламы церквей. Например, Свободная протестантская церковь Германии заказала рекламу у агентства Publicis Erlangen. Результатом стал минималистичный принт, на котором из деревянного креста вырастает маленький зеленый отросток дуба. «Наша церковь живет», - такой слоган был выбран.
Фото с сайта coloribus.com
Приближаясь к дому, все труднее найти примеры религиозной рекламы. Отличился украинский ресурс «Твоя библия», который заказал рекламу у агентства Adventa LOWE. Креаторы создали принт с аллюзией на картину Микеланджело «Сотворение Адама». Использован только палец Бога, к которому тянется стандартный значок компьютерной мыши с пальцем.
Фото с ресурса radikal.ru
В прошлом году на улицах разных городов России и США появились билборды с надписью: «Господь грядет 21 мая 2011 года». Оказалось, что это не чей-то креатив, а серьезное сообщение американского проповедника и президента религиозного «Семейного радио» Гарольда Кемпинга. Он сам вычислил эту дату и потратил почти 150 тысяч долларов на то, чтобы оповестить других жителей Земли.
Фото с сайта mitino.ru
В Великобритании существует целая Рекламная ассоциация, которая делает рекламу для церквей бесплатно (CAN). Например, на Рождество художник Эндрю Гадд нарисовал картину, на которой Богоматерь с младенцем Иисусом сидят на современной лондонской автобусной остановке.
Фото с сайта churchads.org.uk
На Пасху же CAN создала принт со слоганом: «Сюрприз!». Внизу под этой написью мелким шрифтом было написано: «Сказал Христос своим друзьям, когда прошло три дня с момента того, как они его похоронили».
Фото с сайта churchads.org.uk
|
|
Религия в рекламе
Самый распространенный религиозный образ в рекламе – монахини и монахи. Скандальной стала рекламная кампания мороженого в Англии. Для рекламы бренда Antonio Federici Ice Cream агентство сделало два принта. На первом изображена беременная монахиня. Подпись: «Зачато непорочно. Мороженое – наша религия». На втором два монаха, воспылавшие страстью друг к другу.
Фото с сайта s3-ec.buzzfed.com
Фото с сайта s3-ec.buzzfed.com
До этой рекламной кампании Британская Комиссия по стандартам в рекламе (ASA) уже запретила подобные принты этого же мороженого. Тогда на принтах были изображены молодые священник и монахиня за минуту до секса. Реклама была признана оскорбляющей чувства верующих.
Подобная история произошла в России. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю признала несоответствующей и подлежащей запрету рекламу краснодарского торгового центра «Сити-центр». На ней католическая монахиня в красных туфлях на каблуках эротично приподнимают рясу, под которой становится видна короткая юбка. Слоган кампании: «Покажи себя». По мнению членов комиссии УФАС, реклама оскорбляет чувства верующих и, следовательно, нарушает федеральный Закон о рекламе. В качестве подтверждения этому заявлению было приведено мнение отца Сергия, викария Прихода Розария Пресвятой Девы Марии и Святой Варвары Римско-Католической церкви Краснодара. Отец Сергий в письменной форме подтвердил, что лично он считает рекламу «Сити Центра» оскорбительной. При этом комиссия не стала учитывать результаты опроса 800 людей, большинству из которых реклама оскорбительной не показалась. Она была убрана.
Легендарные картины эпохи Возрождения с сюжетами из Евангелия также часто используют в рекламе. Например, агентство 1861 United-Милан использовало их для рекламы канала Sky Sport. На принтах вместо святых были изображены легенды спорта. Слоган компании - «Чудеса происходят только на Sky Sport».
Фото с сайта adsoftheworld.com
Фото с сайта adsoftheworld.com
В Новой Зеландии и религию в рекламе используют смело. Нимб в виде пиццы изобразило агентство Ogilvy для наружной рекламы бара Chapel. На такую оригинальную идею агентство натолкнуло само названием бара, ведь слово «chapel» с английского переводится как «часовня». Прямо на автобусных остановках были установлены витражи с изображением Иисуса и Девы Марии, рекламирующие пиццу в Chapel всего за 10 долларов.
Рекламное агентство Armando Testa-Милан сделало принт для итальянского производителя почвы для растений Vigorplant. На нем изображается кактус, у которого иголки наверху сложены в форме тернового венца, как у Иисуса. На принте использован слоган: «Жизнь растения тяжелее, чем кажется».
Фото с сайта ibelieveinadv.com
Школа английского языка в Бразилии тоже решила использовать метод провозглашения чего-либо религией. Она провозгласила религией рок-музыку, чтобы мотивировать людей учить английский. Рекламное агентство Yeah! Brazil сделало три принта с Джоном Ленноном, Элвисом Пресли и Китом Ричардсом из «The Rolling Stone», на которых они изображены с нимбами в католическом стиле. Слоганом кампании стала фраза: «Рок – это религия. Говори на языке богов».
Фото с сайта buzzfed.com
Фото с сайта buzzfed.com
Фото с сайта buzzfed.com
Рекламу запрещали из-за оскорблений чувств верующих не только в Великобритании и России, но и в Италии. Скандальной стала кампания Unhate производителя одежды Benetton, сделанная агентствами Fabrica и 72andSunny. На одном из билбордов был изображен поцелуй Папы Римского Бенедикта XVI и имама Египта Ахмеда ат-Тайиба. Это вызвало резкий протест Ватикана. «Речь идет о серьезном проявлении неуважения к Папе, об оскорблении чувств верующих», - заявил тогда глава пресс-службы Ватикана священник Федерико Ломбарди. Компания Benetton отозвала этот билборд и принесла официальные извинения всем оскорбленным.
Фото с сайта thehiberniatimes.com
Большой переполох в Ватикане вызвала и реклама игровой приставки Sony Playstation, на которой улыбающийся молодой человек был изображен в терновом венце, на котором виден символ Playstation. Итальянский кардинал Канини назвал ее «безвкусной» и «откровенно издевательской».
Фото с сайта dancewithshadows.com
|
|
|