Русский «Полугар»: из Европы в Россию
Российское законодательство вынудило «Русский винокур» наладить производство за пределами страны
|
Фото предоставлено компанией Русский винокур |
Так сложилось, что слово «сивуха» ассоциируется у нас исключительно с чем-то очень терпким, «пьяным» и сугубо народным. Однако компания «Русский винокур», выпускающая традиционные русские крепкие напитки заявляет: такой алкоголь в старину стоил далеко не дешево. Например «Полугар», был частым «гостем» на царском и дворянском столе. В настоящее время «Русский винокур» является монополистом рынка по производству традиционных русских зерновых дистиллятов или хлебного вина, однако, по разным причинам, производятся они за рубежом – на родине возрожденным напиткам оказались не рады: действующие ГОСТы не позволяют производить такой алкоголь по исконным рецептурам. Об этом и многом другом Sostav.ru рассказал директор по маркетингу компании Руслан Брагин.
- Руслан, не секрет, что производство компании расположено за рубежом. Чем это обусловлено?
- Когда компания создавалась, первым было желание разместить производство где-нибудь под Суздалем, построить такую показательную винокурню, сделать при ней трактир, подавать разные сорта хлебного вина, делать настойки, наливки, привлекать туристов как это делают в Шотландии. Но, по удивительному стечению исторических обстоятельств, в России исконной продукции не рады. Ее просто не разрешено производить.
Мы искали подходящее место для организации производства в нескольких странах. Найдено было, по нашему мнению, исторически оправданное решение. Мы нашли винокурню на территории бывшей Российской империи – она расположена при старинной усадьбе в Польше. Винокурня частично сохранилась, мы ее отреставрировали, отремонтировали оборудование 19 века, которое до сих пор используется. Мы бы, конечно, хотели, чтобы на продукции было написано «сделано в России», но пока это невозможно из-за действующих ГОСТов.
«Мы поняли, что создавать производство в России, тем более такого рода, может только маньяк, для которого это будет своего рода хобби. Люди, которые хотят зарабатывать деньги, скорее всего либо не станут открывать здесь предприятие, либо, если решатся, то потратят много времени на всевозможные согласования, разрешения, отработку технологии»
|
Оказывается, царский указ от 1895 года об обязательном переходе от традиционных дистиллятов на ректификованный спирт до сих пор не отменен. Все проходило под лозунгом «борьбы за чистоту пития». В советский период запрет сохранился, равно как и в постсоветские годы.
В России сейчас условий для такого производства нет, хотя мы провели определенную работу, и, судя по всему, уже пробили брешь в законодательстве. По нашей информации через пару лет будет введен новый ГОСТ на такого рода напитки, и появятся юридическая и практическая возможности производить хлебное вино в России.
- Если будет принят новый ГОСТ, который позволит вам наладить производство в России, вы готовы открыть здесь предприятие?
- Скорее нет, чем да. Нас вполне устраивают условия, на которых производится наша продукция в настоящее время, она европейского качества, там очень строгая, но справедливая и понятная система контроля. Мы поняли, что создавать производство в России, тем более такого рода, может только маньяк, для которого это будет своего рода хобби. Люди, которые хотят зарабатывать деньги, скорее всего либо не станут открывать здесь предприятие, либо, если решатся, то потратят много времени на всевозможные согласования, разрешения, отработку технологии.
- Не боитесь ли вы возникновения конкуренции?
- Мы с нетерпением ждем появления конкурентов. Такая ситуация, когда уже полтора года никто не может выпустить ничего похожего на «Полугар» на столь сегментированном алкогольном рынке, является уникальной. На самом деле, чтобы произвести продукцию по историческим рецептам и добиться нужного вкуса, нужно перелопатить кучу древних книг с рецептами, 10 лет проводить эксперименты, как это делал Борис Родионов. Пока таких специалистов, мастров-дистилляторов, знающих все тонкости перегонки зерновой браги в промышленных перегонных кубах на российском рынке нет.
- Чем обусловлена цена продукции? Планируется ли ее снижение?
- Представьте, что вы произвели продукт, которого нет у конкурентов, сколько бы вы за него попросили при том, что само производство требует очень больших затрат? Нужно привезти отечественное зерно в Европу, отремонтировать винокурню, получить лицензию, отлить бутылки полуштофы 0,615 литра, восстановить все рецептуры…
Себестоимость нашей продукции очень высокая, поскольку производство ее - практически ручная работа, все производится ограниченными сериями, мы применяем уникальные технологии очистки свежим яичным белком и березовым углем по дворянскому рецепту XVIII века. Наша продукция должна была бы стоить еще дороже, но мы не стали завышать цены. Снижение не планируется, а планируется только повышение.
- Как продвигается ваша продукция? Какие маркетинговые стратегии вы используете?
- Маркетинговая стратегия сводится к классическому маркетинг-миксу для продвижения продукции класса «люкс». Наша целевая аудитория – люди с очень высоким уровнем доходов – банкиры, бизнесмены, кто может себе позволить заплатить от 3000 до 7000 рублей за бутылку. Часто это экспаты, иностранцы. Особенно почему-то нравится «Полугар» французам. Рекламы как таковой нет, глянцевые журналы, гастрономические издания публикуют о нас статьи, репортажи с дегустаций. Плюс, мы участвуем в статусных мероприятиях, проводим закрытые дегустации с различными банками, крупным корпорациями.
«Мы считаем, что современная российская водка перешла на тупиковый этап развития, по двум ГОСТам на спирт в России производится пять тысяч сортов водки. Это граничит с абсурдом»
|
Мы также сделали для продукции самый большой в мировой алкогольной истории буклет – 100 страниц, где рассказывается история напитка, публикуются сканы рецептов 18 века, гравюры, приводятся интересные исторические факты. Нам выделиться легко, поскольку у нас нет конкурентов, поэтому зачастую срабатывает «сарафанное радио». Эксперты пытаются нас классифицировать. Кто-то называет нашу продукцию исторической ржаной водкой. Мы не против, хотя в историческом аспекте она водкой не является. Это хлебное вино. Так этот продукт называли еще 400 лет назад. А водкой тогда назывался продукт дополнительной перегонки хлебного вина с травами, это написано в любой книге 18 века.
Мы считаем, что современная российская водка перешла на тупиковый этап развития, по двум ГОСТам на спирт в России производится пять тысяч сортов водки. Это граничит с абсурдом. Посмотрите на коньяки во Франции или виски в Шотландии! Сколько вкусов! Действующий ГОСТы не допускают наличие примесей в водке, иначе она перестанет быть водкой. Водка, в любом случае, чувствует себя прекрасно и никуда не денется. Водочники активно инвестируют в маркетинг, появляются новые бренды, новые этикетки. Напомню, что в СССР цена самой дешевой и самой дорогой водки отличалась только в 2 раза… А технологии и оборудование почти не изменились с тех пор.
|
Фото предоставлено компанией Русский винокур |
- Планируется ли выход продукции на зарубежный рынок?
- Выход на зарубежные рынки мы планировали сразу же после того, как произвели первую партию напитков. Но мы сами себе навредили тем, что не учли один нюанс: к примеру, в реконструкции рецептов «Полугара» мы пошли до конца, все воссоздали по канонам дворянского винокурения середины 18 века, даже форму бутылки 1745 года – елизаветинский полуштоф. Объем его составляет 0,615 литра. К сожалению, такой литраж ограничен к обороту в Европе и в Америке. Поэтому принято решение для США сделать бутылку 0,75, а для Европы 0,7. Соответственно, придется отливать новые бутылки. Из зарубежных стран продажи уже идут в Латвии, сейчас начинаем поставлять продукцию в Эстонию. Большой интерес проявляют европейские дистрибьюторы.
По поводу выхода на рынки США и Европы ведутся переговоры, консультации. С Штатами труднее, там очень сложное законодательство, диктат дистрибьюторов, но, думаю, уже в текущем году будем присутствовать и в Америке, и в Европе. Основным рынком при этом остается Россия. Мы ориентируемся в первую очередь на отечественных потребителей. Поэтому выход за границу – это скорее дополнительное развитие.
- Когда ваша продукция будет представлена в duty-free?
- Уже на текущей неделе. Достигнута договоренность с Шереметьево, Домодедово. Упаковка наших напитков имеет выраженную подарочность. Водка очень хорошо продается в магазинах беспошлинной торговли, виски тоже, а наши продукты - нечто среднее между водкой и односолодовым виски, поэтому мы видим большой потенциал для наших напитков в магазинах беспошлинной торговли.
- В каких сетях в России представлена продукция?
- Большой популярностью напитки пользуются в дорогих ресторанах. Это сеть Аркадия Новикова, сеть Андрея Деллоса - «Пушкин», «Бочка», «Шинок», почти все рестораны на Рублевке, «Марио» и другие. У нас уже сотни клиентов по Москве. Это, безусловно, ГУМ - первая точка в столице, где появился «Полугар». Среди сетей «Азбука Вкуса», «Бахетле», «Глобус Гурмэ». Мы стараемся не работать с сетями и ресторанами, которые применяют практику листинга, мы работаем с теми, кто хочет зарабатывать деньги и дать возможность своим клиентам попробовать напитки их прадедов.
- Планируете ли вы расширять ассортимент?
- Да, через месяц появится новый продукт. Всего на ближайшее время запланировано две новинки. Первая будет представлять собой купаж ржи и пшеницы, о второй пока не стану говорить, кроме того, что это будет бомба. Вообще у нас в запасе порядка 50 сортов хлебного вина, 300 исторических водок, столько старинных рецептов, так что новинок еще хватит надолго, даже ничего придумывать не надо, только соблюдай рецептуры.