Zippo - гарантия длиною в жизнь
Известный бренд отмечает свой 80-летний юбилей
|
Основатель компании Zippo Джордж Блейсделл |
Гениальный маркетинговый ход, придуманный основателем компании Джорджем Блейсделлом, позволил стать бренду Zippo не просто американской легендой, но и символом надежности. За столькие десятки лет ни один покупатель пока не заплатил ни цента за ремонт зажигалки Zippo. По случаю 80-летнего юбилея бренда давайте вспомним, как Zippo удалось войти в историю.
В 1932 году, в одном из местных клубов города Бредфорда, штата Пенсильвания Мистер Блейсделл, основатель компании увидел, как его знакомый прикуривает от громоздкой австрийской зажигалки, которую тот держал двумя руками. Человек этот был далеко не беден, и Блейсделл поинтересовался: «Почему ты не купишь себе приличную зажигалку?». На это собеседник ответил: «Потому что эта работает!». В этот момент Джордж понял, что американцам, независимо от их достатка, нужна зажигалка, которая просто работает. Так в 1932 году и появилась первая Zippo.
В качестве одного из первых способов продвижения своего товара Блейсделл выбрал рассылку по магазинам, барам и клубам рекламной листовки, в которой Zippo представлялась как самая надежная зажигалка, работающая при любых погодных условиях. В листовке покупателям Zippo предлагалось подвергнуть ее так называемому «фентесту». Он заключался в том, что Zippo зажигали на расстоянии не больше метра от включенного электровентилятора (фена). Если в течение недели хоть раз она не срабатывала, покупатель мог вернуть ее продавцу и получить свои деньги назад.
Эта же идея уже в 1937 году получила продолжение в первом большом рекламном объявлении Zippo в популярном мужском журнале Esquire. Блейсделл занял денег и выкупил за 3 тысячи долларов целую страницу журнала, на которой он поместил текст, рекламирующий ветрозащитные свойства зажигалки, ее пожизненную гарантию и вариации моделей (к тому времени появилось несколько моделей Zippo с гравировкой). На странице была нарисована симпатичная девушка, зажигающая Zippo на ветру. Надпись под картинкой гласила: «Она прошла Фен-тест». Это объявление считается эпохальным, так как после его публикации за Zippo закрепился термин «ветростойкая».
Зажигалка Zippo и сама неоднократно выстыпала в качестве рекламного носителя. В начале 30-х нефтеперерабатывающая компания Kendall разместила заказ на 500 зажигалок, чтобы нанести на них свой логотип и подарить партнерам. Считается, что это первые зажигалки Zippo с рекламным логотипом и они особо ценятся коллекционерами. Сегодня многие компании продолжают использовать зажигалку Zippo как рекламный носитель или корпоративный сувенир и брендированные зажигалки по-прежнему остаются среди фаворитов у коллекционеров.
|
|
|
Листовка, предлагавшая потребителям подвергнуть зажигалку "фентесту" |
Первое большое рекламное объявление Zippo в журнале Esquire |
Зажигалка Zippo с логотипом нефтеперерабатывающей компании |
Но, настоящий рывок Zippo сделала во время второй мировой войны. После выхода Америки на военную арену компания прекратила поставки зажигалок на потребительский рынок и производила их только для нужд американской армии (солдаты получали Zippo в качестве обмундирования и скоро по всему миру бренд стал прочно ассоциироваться с Америкой). Военная направленность производства сопровождалась мощной рекламной кампанией, и, несмотря на то, что зажигалки несколько лет не продавались гражданскому населению, Блейсделлу удалось поднять их популярность до небес.
«Мы бы очень хотели продать вам Zippo сегодня, но мы не можем. Правительство отправляет всю продукцию нашим парням на фронт. Индивидуальные заказы от гражданского населения тоже не принимаются. Так что берегите зажигалки, которые у вас есть, они драгоценны как бриллианты» |
|
«Каждая зажигалка Zippo, которая производится сегодня, отправляется на фронт за пределы Соединенных Штатов. На суше, в воде и в воздухе эта прочная и надежная зажигалка делает жизнь людей, которые сражаются за нас, намного приятней. Сейчас компания Zippo поддерживает военную промышленность, и мы не можем продавать зажигалки гражданскому населению или военным, находящимся на территории Америки. Поэтому мы призываем каждого владельца Zippo заботиться о своей зажигалке, так как пока ее нельзя заменить. Тем не менее, мы продолжаем вести нашу политику ремонта зажигалок с пожизненной гарантией». |
|
Во врем войны родилось множество легенд о том, как Zippo спасали жизнь своим обладателям. Известны истории, когда раненые солдаты с помощью зажженной Zippo указывали свое местонахождение спасательным бригадам, или когда зажигалка в нагрудном кармане спасала жизнь, останавливая пулю. Доподлинно не известно, насколько истории правдивы, но то, что они нашли отражение в современной рекламе Zippo, это факт.
В конце войны компания вернулась на потребительский рынок Америки. Будучи отличным маркетологом, Блейсделл понимал, что одной печатной рекламы уже недостаточно. Он мечтал о создании автомобиля, который был бы похож на зажигалку Zippo. В 1947 такой автомобиль появился.
Важной вехой для бренда стал запуск тонкой ветростойкой Zippo в 1956 году. Она была придумана в первую очередь для привлечения женской аудитории, но позднее компания занялась ее продвижением как и модели для мужчин.
«Горит красиво… Даже в шторм!»
В сентябре 1956 года в журнале The New Yorker появилось объявление о том, что зажигалки Zippo стали доступны в одном из лучших модных магазинов Америки - Neiman Marcus.
«Найдите новые тонкие Zippo именно там,
где вы ожидаете найти новую моду – в Neiman Marcus»
Перед рождеством 1956 года компания занялась продвижением тонких зажигалок в качестве подарков для мужчин и женщин. «Этот продукт с самого начала разработан и упакован как ювелирное изделие. Тонкая зажигалка носит громкое имя Zippo - но она настолько нова, что никто никогда не получал ее на Рождество!» - так звучало рекламное сообщение.
Zippo сегодня
Возможно, одна из главных причин сегодняшней популярности Zippo - участие зажигалок в фильмах, ТВ-шоу и бродвейских постановках. Зажигалка Zippo была показана в более чем 1500 фильмов, театральных постановок и телевизионных шоу. Ей достались роли в таких культовых лентах как «Погребенный заживо», «Криминальное чтиво», «Люди Икс», «Лак для волос – мюзикл». Компания гордится своей популярностью в Голливуде и заявляет, что ни разу не платила за product placement.
Кадр из фильма «Погребенный заживо»
Сегодня свою рекламную кампанию Zippo строит на теме рок-музыки и это не случайно – люди зажигают Zippo на концертах любимых звезд, отдавая дань их вкладу в развитие музыки. Мало кто знает, что такому флешмобу положила начало зажигалка Zippo и называется он Zippo Moment.
За прошедшие с момента основания 80 лет многое изменилось, однако постоянной остается пожизненная гарантия на механизм зажигалки Zippo – компания гарантирует несравненную надежность и механический ремонт зажигалки в случае утраты ей работоспособности. Интересен факт, что за всю историю производства лишь 1,68% от произведенных когда-либо зажигалок были отремонтированы по гарантии – остальные по сей день радуют своих владельцев безукоризненной работой и неповторимым стилем. Это и остается одним из главных секретов популярности Zippo.
Эволюция логотипов
|
На донышке печати Иллюстрация с сайта wikimedia.org
|