CEDC уступила звание водочного гиганта Diageo
Все бренды компании показали существенное падение продаж
|
Иллюстрация с сайта drinksint.com |
Компания CEDC, а вместе с ней и российские водочные бренды, по итогам 2011 года теряют свои позиции на международном уровне. Согласно рейтингу «Клуб Миллионеров» (The Millioners’ Club), ежегодно выпускаемому журналом Drinks International и Euromonitor, польский гигант уступил компании Diageo, сумевшей обогнать CEDC по продажам своих водочных брендов. Вошедшие в рейтинг марки Diageo в совокупности сформировали продажи в 27,4 млн 9-литровых кейсоа, а CEDC - 20,63 млн.
Водка по-прежнему самая популярная категория
Для начала немного слов о самом рейтинге. В список брендов-миллионеров ежегодно попадают алкогольные марки, продажи которых составили более миллиона 9-литровых кейсов. Число брендов, вошедших в список, в этом году составило 180. И это несмотря на то, что ряд марок выпал из списка.
Компаниями-лидерами рейтинга стали Pernod Ricard и United Spirits, в список попали по 22 бренда обеих компаний. Во многом сильные позиции Pernod Ricard обеспечил рост продаж бразильского локального бренда водки Orloff, принадлежащего производителю. United Spirits добавили в список два бренда: джин Carew Dry и бренди McDowell’s VSOP. Однако, United Spirits немного сбавил позиции по сравнению с прошлогодним рейтингом.
Что касается категорий, то по представленности в рейтинге лидируют водка и виски. Водочных брендов 52. Ни одна другая категория не имеет такую широкую представленность в списке. Брендов рома вошло 14, бренди -11. |
За Pernod Ricard и United Spirits следует Diageo, число брендов-миллионеров которого выросло на 2 до 16 благодаря приобретению турецкого гиганта Yeni Raki в 2011 году и быстрому органическому росту ее супер-премиум водочного бренда Ciroc.
Интересно, что CEDC в этом году уступает Diageo звание водочного короля. По таблице брендов польской компании можно прекрасно увидеть, насколько несладко приходится компании, находящейся в затруднительном финансовом положении. Абсолютно все марки, вошедшие в список, показали падение продаж, минимальное составило 9,3% (водка «Журавли»), максимальное – 23,4% (водка «Ямская»). И это несмотря на то, что категория водки в целом чувствует себя вполне уверенно: в рейтинге представлено 52 водочных бренда.
101 бренд из попавших в список – локальные бренды (в прошлом году их было 93), что в очередной раз показало, что большинство напитков потребляются на родине. Число глобальных брендов выросло до 60, а объемы продаж по сравнению с предыдущим годом увеличились на 2%. Количество региональных брендов снизилось до 19. |
Компания Diageo, наоборот, усиливает позиции в категории водки, особенно большое увеличение показала марка Ciroc – 66,7%. Продажи ее составили 1,5 млн 9-литровых кейсов. Продажи самой популярной водки компании Smirnoff выросли на 1,2% до 24,7 млн 9-литровых кейсов.
Что касается других российских марок, то в рейтинге представлены 11 водочных брендов из РФ. Помимо «Зеленой марки», «Журавлей», «Ямской» в список вошли «Столичная» (компания SPI Group), «Пять озер» («Алкогольная Сибирская группа»), «Русский Стандарт» («Русский Стандарт»), «Мягкоф», «Беленькая», «Государев заказ» («Синергия»), «Славянская» («Юпитер»).
Курс на «премиумизацию»
Впервые в рамках «Клуба Миллионеров» аналитиками была исследована бурно развивающаяся категория китайского алкогольного напитка baijiu. Переводится название категории как «белый ликер», «белый спирт». Содержание спирта в напитке – 40-60%. Основной компонент – зерновая культура сорго. Бренды baijiu, представленные в рейтинге, в большинстве своем локальные. Совокупные продажи брендов, вошедших в список, превысили продажи популярных категорий водки и виски и составили 456 млн 9-литровых кейсов. Для сравнения, совокупные продажи водки – 421 млн кейсов, виски – 302 млн кейсов. |
Один из ярких трендов, отмеченных экспертами Euromonotor, стала так называемая «преумизация» алкогольных напитков. Данный тренд выражается в двукратном росте продаж водок супер-премиум сегмента, таких как Ciroc and Nolet’s Ketel One (Diageo). В категории «джин» и «бренды» также сильны бренды класса премиум и супер-премиум, в то время как бренды среднеценового сегмента представлены слабо.
Эксперты также отмечают рост интереса к коньяку в Азии, что послужило драйвером роста категории в 2011 году. Большой вклад в рост продаж премиальных напитков внесли и страны Латинской Америки.
Рост рынков спровоцирует рост не только международных, но и премиальных локальных брендов, говорится в отчете. Интересно, что локальные индийские бренды Pernod Ricard в прошлом году вышли в премиальный сегмент и показывают хорошие продажи.
Однако, несмотря на «премиумизацию», считают эксперты, все еще остается потенциал для роста более дешевых локальных продуктов, а также региональных марок.
В то же время, хоть водка и остается самым востребованным алкогольным напитком, ее позиции постепенно ослабевают на фоне роста других категорий, например, виски.
Отечественные бренды, вошедшие в список
Место в рейтинге |
Бренд |
Владелец |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
% +/- |
Статус |
22 |
Zelenaya Marka (Green Mark) |
CEDC |
8.10 |
11.97 |
11.25 |
10.85 |
9.30 |
-14.3 |
Global |
30 |
Belenkaya |
SY Group |
2.04 |
2.25 |
2.81 |
4.92 |
7.07 |
43.8 |
Local |
33 |
Pyat Ozer |
Alcohol Siberian Group |
6.04 |
6.50 |
6.10 |
6.30 |
6.60 |
4.8 |
Local |
65 |
Stolichnaya |
SPI Group |
3.33 |
3.20 |
3.00 |
3.12 |
3.32 |
6.4 |
Global |
78 |
Russian Standard |
Roust |
1.90 |
2.10 |
2.20 |
2.50 |
2.60 |
4.0 |
Global |
101 |
Yamskaya |
CEDC |
– |
2.16 |
2.40 |
2.61 |
2.00 |
-23.4 |
Local |
102 |
Parliament |
CEDC |
2.70 |
3.08 |
2.50 |
2.40 |
2.00 |
-16.7 |
Regional |
106 |
Zhuravli |
CEDC |
– |
2.55 |
2.36 |
2.15 |
1.95 |
-9.3 |
Local |
129 |
Myagkov |
SY Group |
2.41 |
1.23 |
1.37 |
1.58 |
1.59 |
0.9 |
Regional |
161 |
Slavyanskaya |
Jupiter OOO |
2.60 |
1.80 |
1.50 |
1.20 |
1.10 |
-8.3 |
Local |
167 |
Gosudarev Zakaz |
SY Group |
– |
1.55 |
1.27 |
1.17 |
1.06 |
-9.7 |
Local |
Объемы продаж по категориям
Источник: Drinks International и Euromonitor