Facebook исчезнет к 2020 году?
Рынок заражен пессимизмом: соцсети предрекают скорое падение с пьедестала соцмедиа
|
Иллюстрация Fotolia |
В понедельник-вторник акции Facebook демонстривали дальнейшее падение. По мнению инвесторов, возможность портала зарабатывать на рекламе не соответствует стремительно растущему числу мобильных подписчиков, свободных от баннеров и заставок. Между тем уже находятся эксперты, которые видят в мобильном интернете камень преткновения для соцсети.
«Через пять-десять лет Facebook исчезнет так же, как исчезла Yahoo», - утверждает основатель инвестфонда Ironfire Capital Эрик Джексон (Eric Jackson). «Да, Yahoo до сих пор зарабатывает деньги, да, она до сих пор прибыльна, в ней заняты 13000 человек, но это лишь одна десятая от того, что у компании было на пике в 2000 году. Фактически ее больше нет».
По мнению Джексона, удар по Facebook нанесет дальнейшее развитие мобильного интернета. «Мир ускоряется, становится все более конкурентным, и мне кажется, что те, кто доминируют на рынке сегодня, уже завтра столкнутся с серьезными проблемами. Facebook может скупать мобильные интернет-компании пачками, но все равно останется большим-пребольшим вебсайтом, а это совсем не то же самое, что компактное смартфон-приложение».
В апреле крупнейшая в мире соцсеть приобрела мобильный фото-сервис Instagram, в котором многие видели для нее потенциального конкурента. Так или иначе, компания до сих пор признает «переносной» интернет возможным препятствием для дальнейшего роста. Об этом Facebook заявил еще в феврале среди прочих 34 факторов риска, озвученных перед грядущим IPO: тогда спикеры соцсети говорили, что в связи с ростом сектора свободную от рекламы мобильную версию сайта придется перепрофилировать.
Акции Facebook вышли на рынок 18 мая по цене 38 долларов за штуку. Уже 4 июня они торговались по $26,9, за две недели потеряв почти 30% стоимости. Банк Morgan Stanley и другие гаранты размещения оказались под огнем критики после более выгодных продаж для «своих» клиентов и оценки стоимости портала в 107 раз выше его годовой прибыли.
Эрик Джексон рассматривает Facebook, как классического представителя второго поколения современных веб-компаний. К первому он относит таких гигантов, как Google и Yahoo, которые в свое время собрали и отсортировали огромное море сетевой информации. Второе поколение, и в первую очередь Facebook, выросло на волне интереса к социальным сетям. Третья генерация, по мысли г-на Джексона, будет представлена проектами, которые смогут предложить уникальный продукт для мобильных пользователей.
«Когда вы смотрите на эти три поколения, не важно, насколько успешны вы были в одном: вам, как правило, не удается транслировать свой успех на следующую ступень, – независимо от того, сколько денег у вас в банке и сколько умников на вас работает», - подытоживает Джексон. - «Взгляните, какие усилия Google предпринимает, чтобы утвердиться на рынке соцсетей. Подозреваю, что Facebook ждут сходные трудности с мобильным контентом».