21.06.2012

Госконтракты ушли в event-сегмент

Чиновники пересмотрели бюджеты на маркетинг и PR

Иллюстрация Fotolia

В 2011 году количество госзаказов в сфере маркетинга и PR значительно сократилось: если в 2010-м было объявлено 2027 тендеров, то за год их число уменьшилось до 1427. Сокращение наблюдается в сегментах «Исследования», «Реклама», и «Информационно-разъяснительная работа», исключение составляет «Организация мероприятий». Всего министерства и ведомства потратили на услуги рекламистов и пиарщиков 7,002 миллиарда рублей. Об этом свидетельствует исследование коммуникационной группы «Византия».

Общее количество заказов упало почти на 30%, при этом суммы закупок выросли на 12,5%, что говорит об изменениях в подходе государственных заказчиков к отраслевым закупкам. Так, в 2010 году госструктуры, министерства и ведомства посредством сайта госзакупок приобрели услуг на сумму 6,8 миллиарда рублей.

Как следует из исследования, заказчики все меньше интересуются комплексными коммуникационными проектами. Если пару лет назад PR-кампании заказывали практически все министерства, то сейчас осталось буквально 5–6 крупных заказчиков, отмечает гендиректор «Византии» Игорь Райхман. В итоге выросла конкуренция, а из рейтинга исчезли малоизвестные агентства – в 2011 году весь топ занят старыми организациями, специализирующимися на госпроектах.

В течение года 53,7% тендеров были проведены в формате открытых конкурсов, 14,4% пришлось на запросы котировок, 31,9% – на открытые аукционы. Всего за счет использования тендерных механизмов государство сэкономило 7,7% средств, в 2010 году – 10,2%.

Если сравнивать по сегментам, на «Исследования» пришлось 8,2% тематических тендеров (падение на 10% по сравнению с 2010 годом), на «Рекламу» – 26,3% (падение на 60,9%), на event-сегмент – 60,8% (рост на 11,3%), на комплекс информационных услуг и информационно-разъяснительную работу – 4,6% (падение на 57,4%). В выборный год организация мероприятий пользовалась большим успехом нежели реклама. Различные «смотры хоровых коллективов» и «дни культуры народов крайнего севера» стали своеобразным противовесом политическим и экономическим новостям, предполагает Райхман.

В сфере рекламных услуг – тендеры на прямую рекламу, рекламный креатив, разработку визуальных решений для коммуникационных кампаний, сайтов, рекламный продакшн – было проведено 376 тендеров. Общая максимальная стоимость лотов составила 1,5 миллиарда рублей, итоговая стоимость заказов составила 1,18 миллиарда рублей.

Наиболее активно покупали рекламу Министерство здравоохранения и социального развития, Большой театр, Центральная базовая таможня. Больше всех потратили на рекламу то же Минздравсоцразвития – 384 миллиона рублей, Федеральное медико-биологическое агентство – 179 миллионов рублей, Федеральное агентство по туризму – 137 миллионов рублей, Федеральное дорожное агентство – 117 миллионов рублей.

По количеству выигранных рекламных тендеров лидируют Информационный центр по автомобильным дорогам «Информавтодор», «Атон», «Топ Юнион», «Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс», ИП «Караваева Викторовна Елена». Больше всех заработали на госзаказах «ВиЭнДжи» – 214 миллионов рублей, «171 Меридиан» – 95 миллионов рублей, «Социальные программы и технологии» – почти 45 миллионов рублей.

На фоне сокращения рекламных затрат увеличились расходы на исследовательские услуги. В этом сегменте бюджеты выросли более чем в три раза, что во многом связано с реализацией «Электронного правительства» и увлечением информационными системами. В ситуации с маркетингом и PR эта тенденция выражается в проектировании и создании систем мониторинга и обработки материалов открытых источников. Здесь социологов, PR-консультантов начали вытеснять IT-консалтеры и системные интеграторы.

В целом наблюдается общая для рынка тенденция: заказчики «наигрались» электронными аукционами и запросами котировок, и вновь вернулись к формату закупок через открытые конкурсы. Они остаются наиболее востребованным механизмом проведения тендеров.

В рамках работы были собраны и проанализированы данные, опубликованные на страницах «Официального сайта для размещения информации о размещении заказов». Сведения были проверены с помощью «Реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов». В рейтинг вошли закупки, осуществлявшиеся за счет средств федерального бюджета.

Ирина Милош, Sostav.ru