31.07.2012

Нишевые сайты: авто и туризм

Результаты глубокого мониторинга крупнейших в своих сегментах интернет-площадок

Иллюстрация Fotolia

Одно из крупнейших в Европе агентств, исследующих интернет, Gemius Group, провело мониторинг двух сегментов российской сети. Представленные в этом материале исследования охватывают крупнейшие автопорталы, а также сайты, посвященные туристическим услугам. В отчетах приведены выкладки по числу просмотров и уникальных посещений тех или иных страниц, по возрастному и гендерному составу посетителей, по взаимному пересечению аудиторий разных ресурсов и т. д. Замеры проведены в прошедшем марте и включают анализ данных за предыдущий год.

Исследования Gemius основаны на сочетании данных счетчиков на сайтах-участниках и информации, поступающей с онлайн-панели, в которую этой весной входило более 75 тысяч пользователей рунета; кроме того на компьютерах восьми тысяч участников был установлен софт, отслеживающий все их перемещения по сети.

Gemius Group уже десять лет предоставляет данные ключевым игрокам европейских интернет-рынков, включая весь регион Центральной и Восточной Европы, Австрию, Великобританию, Данию, Израиль, Норвегию и Швецию. Основные направления деятельности компании – статистические, маркетинговые и медийные онлайн-исследования. В их числе инициативные проекты по изучению рынка электронной коммерции, отношения пользователей к сетевой рекламе и измерение аудитории Рунета. В России Gemius представлен с 2007 года.

Авто

В мониторинге Gemius участвовали пятнадцать автопорталов, суммарная аудитория которых составляет почти треть пользователей российского интернета. По данным за прошедший март в целом по рынку установилась отрицательная динамика: число уникальных посетителей, хотя бы раз в месяц просматривающих «усредненный» автосайт, за год сократилось с 2,8 миллионов до 2,3 или на 17,5%. Исключение составляют лишь Drive2.ru (+24,5%) и Drom.ru, который за год показал наилучший рост читательской аудитории – на полтора миллиона человек (30%). В целом с учетом постоянно растущей аудитории российской сети, отраслевые порталы только с января по март потеряли более 2% в охвате интернет-пользователей (с 32,96% до 30,88%).

В абсолютных цифрах по числу читателей продолжает лидировать Auto.Mail.ru (7.460.173), хотя здесь налицо небольшой негативный тренд посещаемости. На втором месте уже названный Drom.ru (6.552.497), на третьем – Auto.ru (4.951.915), растерявший за прошлый год 6% аудитории, но при этом занимающий первую строчку по количеству просмотров – 763 миллиона в месяц. Вторая позиция в рейтинге просмотров принадлежит Drom.ru (518 млн.), на третьем – автомобильное приложение «Яндекс» (175 млн.).

По длительности «сидения» на портале лидируют Auto.ru и Drom.ru: здесь средний читатель проводит около часа в месяц; при этом на пяти главных отраслевых ресурсах – на двух упомянутых, а также на Drive2.ru, Yandex.avto и Avto-russia – посетитель тратит около десяти-пятнадцати минут на визит.

Исследование довольно предсказуемо показывает, что автомобильные сайты посещают в основном мужчины, хотя разница колеблется от 52,8% на Autonet до 83,15% на Avtomarket.ru. К числу наиболее «мужских» ресурсов также относятся Auto.mail.ru (66,4%) и Drive2.ru (67,17%). Хотя в целом гендерное распределение аудитории не столь выражено и дает соотношение в районе 43/57.

По возрастному составу читателей картина довольно пестрая: на auto.mail чаще всего заглядывают люди старше 55 лет или хотя бы в категории от 45 до 54. Напротив, у Drive2.ru сравнительно молодые посетители, большая часть которых приходится на студентов (18-24) или на категорию от 25 до 34. Вместе с тем, если отслеживать общие тенденции, то, глядя на диаграмму, нетрудно заметить, что в основном авторесурсы читают пользователи зрелого возраста.

Из анализа Gemius следует, что аудитория пяти главных автосайтов в той или иной степени пересекается, причем, как нетрудно ожидать, составляют ее преимущественно «синие воротнички», владельцы собственного бизнеса, руководители и специалисты.

Туризм

Исследование охватывает одиннадцать крупнейших туристических порталов с аудиторией в четверть пользователей российского интернета. Практически по всем важным позициям рейтинга лидерство c большим отрывом принадлежит Gismeteo.ru. Один из старейших отечественных порталов посещают почти 17% рунет-аудитории. Ближайший конкурент Gismeteo, Booking.com, может в этом отношении похвастаться лишь показателем в 3,31%. На третьем месте Votpusk.ru с 3,25%.

По количеству просмотров страниц и уникальных визитов на сайт Gismeteo также в уверенном отрыве: почти 162 млн. просмотров и 57 млн. визитов против 73 и 4,7 млн. для тех же показателей у Tophotels.ru. Третья позиция у Booking.com, четвертая – у Mail.ru-Travel.

На большинстве порталов за исключением Mail.ru-Travel и Turist.ru будущим отпуском интересуются в основном женщины, хотя в среднем по всем сайтам перевес небольшой – особенно если учитывать лидирующие позиции Gismeteo: здесь мужская часть аудитории уступает женской всего на два процента (49% против 51%). Следует также отметить, что, согласно исследованию, девушки и дамы задерживаются на туристических сайтах дольше мужчин, хотя, опять же, для Gismeteo верно обратное соотношение: 61% «мужского» времени и только 39% - «женского».

Что касается возраста аудитории, то на главном в рунете туристическом портале основные категории разделены практически поровну: незначительно отстают лишь самые молодые посетители. На остальные чаще всего заходят люди активного возраста от 25 до 44 лет, хотя на Mail.ru – travel лидирует зрелая и пожилая аудитория – от 45 лет и старше.

Автомобильные площадки

Туристические площадки



Автомобильный сектор в Рунете в PDF
Туристический бизнес в Рунете в PDF

Евгений Чепурной, Sostav.ru