27.08.2012

Восточная Европа - демография в сети

Только 27% пользователей Рунета имеют высшее образование

Иллюстрация Fotolia

Компания Gemius провела мониторинг интернет-рынков Центральной и Восточной Европы. Предметом исследования стали демографические и социальные показатели, собранные по итогам прошедшего года. В целом эксперты отмечают доминирование в сети молодой аудитории, однако отмечают, что ее доля понемногу снижается.

По данным исследователей, в большинстве стран региона наблюдается достаточно равномерное распределение веб-пользователей по полу, однако есть и несколько исключений. Например, в Турции и Словении мужчины чаще бывают онлайн (56.5% и 53,3% на декабрь 2011 года), тогда как в Латвии, наоборот, доля женской интернет аудитории выше (53.5%), причем ее активность сконцентрирована преимущественно в соцсетях, в том числе в российских «Одноклассниках».

Во всех вошедших в исследование странах аудитория сети складывается преимущественно из молодых людей, однако конкретные показатели и тенденции разнятся. Так, в Турции, Украине и Беларуси доля возрастной категории 15-34 превышает 60%, тогда как в Чехии и Словении держится около 40%. В России этот показатель находится на довольно высоком уровне в 56,5%.

Рис. 1. Доля пользователей в возрасте от 15 до 34 лет в % от всей интернет-аудитории стран Центральной и Восточной Европы



Стоит отметить, что в некоторых странах наметилась тенденция к взрослению онлайн-аудитории. Так, на Украине, за прошедший год доля пользователей старше 55 лет выросла на 1,5% - до 5.6% от всех интернет-обитателей. Странами с наибольшей числом пожилых людей в сети остаются Эстония (15.9%), Чехия (15.2%) и Словения (14.5%). Причем зачастую такие пользователи проводят больше времени на игровых порталах и сайтах знакомств, чем представители других возрастных категорий.

Рис. 2. Доля веб-пользователей с высшим образованием в станах Центральной и Восточной Европы (в % от всей аудитории).



По уровню образования картина довольно пестрая. Больше всего пользователей с дипломом на Украине (41,2%), в Румынии и Беларуси. В целом показатель достаточно ощутимо снижается по мере удаления от постсоветского пространства и достигает минимума в Турции и Словении (14 и 13% соответственно). В России число интернет-пользователей с высшим образованием среднее для региона и не превышает 27%. На первый взгляд это очень небольшой процент, однако его нетрудно объяснить значительным числом пользователей в возрасте от 15 до двадцати трех лет, еще не успевших закончить какой-либо вуз.

Авторы исследования отмечают, что доля аудитории с высшим образованием динамично расширяется в Беларуси, в то время как на Украине она, наоборот немного сокращалась в течение прошлого года. С другой стороны, Украинский рынок отметился ростом пользователей со средним образованием - до 31.5%.

Компания Gemius SA является крупнейшим агентством по онлайн–исследованиям в Центральной и Восточной Европе, где она представлена на 30 рынках. Агентство предлагает широкий спектр продуктов, включающих анализ поведения пользователей и их социально–демографического профиля, а также оценку эффективности рекламных кампаний в сети.

Евгений Чепурной, Sostav.ru