13.09.2012

Сколько стоит PR в России

АКОС представил новые расценки для индустрии - ближе к мировым стандартам

Иллюстрация Fotolia

Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (AКОС) сегодня представила новые рекомендованные объемы почасовых ставок PR-специалистов, впервые с 2008 года. Цифры были получены весной этого года в результате опроса, проведенного среди руководителей ведущих российских PR-агентств - членов ассоциации. По мнению организации, система почасовых ставок позволяет сделать более наглядным соотношение цены и качества для всех участников рынка и приведет к повышению прозрачности отрасли. Кроме того, в связи со вступлением России в ВТО для российских компаний стало особенно важным соответствие мировым стандартам, и АКОС предлагает такие стандарты всем агентствам, которые заинтересованы в выходе на международный рынок.

Впервые АКОС предложила использовать почасовые ставки как инструмент стандартизации в 2008 году. На подобную схему перешли 73% агентств, входящих в ассоциацию, а также большинство международных и сетевых агентств. Благодаря ей компании-заказчики, зная, из чего складывается стоимость услуг, смогут оптимизировать свои расходы на продвижение и оценить реальную стоимость любого проекта.

Новая версия ставок для PR-специалистов была представлена индустрии сегодня утром. Представители ассоциации отмечают, что, по сравнению с 2008 годом, ставки для большинства стандартных позиций выросли на 12-15%, что объясняется объективными факторами: преодолением экономического кризиса, инфляцией и т. д. Наибольший рост отмечен у специалистов начального урочня, а наименьший - у топ-менеджмента (так как доля расходов на руководителей агентств при выполнении проектов не столь велика).

Почасовые ставки



Эксперты отмечают, что список должностей в ведущих агентствах за последние пять лет увеличился: теперь он включает включает в себя специалистов по digital-communications, что стало закономерным ответом на потребности рынка. В ходе опроса о наличии в штате подобных должностей сообщили 88% его участников. Ставки младших и старших менеджеров, ведущих digital-проекты, примерно соответствуют ставкам других PR-специалистов аналогичного уровня.

Как и в 2008 году, расценки, рекомендованные АКОС, выведены на базе следующих составляющих: зарплаты профильного проектного персонала (консультанты, сотрудники по работе с клиентами, специалисты по работе со СМИ, копирайтеры и так далее); зарплаты административного персонала (управляющие агентствами, сотрудники финансового отдела, секретари, технические службы и так далее); налоги на фонд заработных плат; накладные расходы (аренда помещения, техника, связь); прибыль компании.

«Расценки на российском рынке PR на протяжении многих лет были значительно занижены по сравнению с западными. При этом уровень специалистов в ведущих российских агентствах ничуть не ниже, чем в зарубежных – об этом свидетельствуют многочисленные международные премии, которые выигрывали российские компании. После вступления России ВТО можно предполагать, что расценки на PR-услуги в России будут расти, приближаясь к западным показателям», - прокомментировал ситуацию председатель АКОС и гендиректор SPN Ogilvy Андрей Баранников.

Владимир Виноградов
Владимир Виноградов,
фото из личного архива

Подробнее о новых ставках для PR-рынка Sostav.ru рассказал глава комитета АКОС по ценообразованию, гендиректор холдинга Pro-Vision Group Владимир Виноградов.

- Система рекомендательных расценок появилась четыре года назад. Почему именно тогда, а не раньше?

- У нас для этого были две объективные причины. Во-первых, во время кризиса на рынке появилось множество фирм-однодневок, как правило, созданных уволенными из крупных агентств сотрудниками, и эти фирмы вели демпинговую политику. В результате клиенты часто покупали «кота в мешке», что не лучшим образом сказывалось на репутации отрасли в целом. Во-вторых – и это уже фундаментальная причина – еще не так давно отделы закупок многих компаний выбирали поставщиков интеллектуальных услуг по тому же принципу, по которому закупают, например, канцтовары или печенье для офиса: ориентируясь исключительно на цену и не вникая в то, как она формируется. Введение четких, прозрачных принципов тарификации PR-услуг было призвано переломить эту ситуацию.

- Расценки АКОС носят рекомендательный характер - насколько рынок к ним прислушивается?

- Прислушивается – так же, как и к предлагаемой системе тарификации, которая себя уже оправдала в развитых странах. Это работает. Всей отрасли выгодна единая схема формирования бюджетов: она делает цену максимально прозрачной, тем самым позволяя вывести конкуренцию на новый уровень – идей, технологий, эффективного менеджмента, - а не стоимости. Разумеется, пока не все игроки рынка работают по нашим стандартам: даже среди членов АКОС лишь 50% агентств активно их используют; еще 23% если и применяют стандартизированные расценки, то только для внутренних расчетов. Поэтому сейчас, когда Россия вступила в ВТО, и мы стали частью глобальной экономики, мы решили еще раз напомнить рынку о нормах, по которым работает весь цивилизованный мир и которых нам придется придерживаться, если мы хотим быть конкурентоспособными.

- Насколько на данный момент различаются расценки на пиар-услуги в России и за рубежом?

- Длительное время цены в российском PR были сильно занижены. Складывалась парадоксальная ситуация: уровень специалистов в ведущих агентствах был сопоставим с западным, о чем свидетельствовали многочисленные международные премии, а тарифы на их услуги были значительно скромней. Сейчас ситуация выравнивается: в Москве, где действуют основные игроки, цены вполне соответствуют западному уровню, – они не ниже, чем в Западной Европе и в большинстве городов США и, безусловно, выше, чем в Восточной Европе. Более высокими цены остаются в Лондоне и в крупнейших американских городах – таких, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Вашингтон. Стоит, конечно, подчеркнуть, что речь идет о российской столице – в регионах расценки намного ниже. Москва объективно дорогой город: стоимость аренды одна из самых высоких в мире, производственные расходы тоже немаленькие. Кроме того, компании, которые хотят вести свой бизнес легально, платить достойную зарплату персоналу, должны учитывать налоговую базу.

- Российский рынок по объему сравним с рынком Европы или США?

- Нас часто сравнивают с Восточной Европой, но это некорректно – коммуникационный рынок в России гораздо более развит: например, во всей Польше столько же СМИ, сколько в одной только Свердловской области. По количеству СМИ, по охвату аудитории мы сравнимы с такими странами, как США, Канада или Западная Европа в целом.

- Считаете ли вы в какой-то степени справедливым утверждение, что отечественный рынок пиар-агентств переживает кризис?

- Наоборот, он себя прекрасно чувствует и даже растет, о чем говорят и зарубежные исследования. Недавно Международная ассоциация компаний-консультантов в области PR (ICCO) опубликовала результаты опроса, в котором приняли участие агентства из 23 стран. В целом по миру темп роста рынка PR-услуг превосходит рост самой экономики, при этом доля расходов на собственно PR в маркетинговых бюджетах по сравнению с рекламой и другими дисциплинами тоже выросла. В России, наряду с таким странами как Бразилия, Индия и Австралия, доходы агентств в 2011 году увеличились на 20%. Мы даже обошли по темпам рынок США, и прогнозы на ближайший год вполне оптимистичны.

- Как вы относитесь к нашумевшей истории с агентством "Эдельман Имиджленд"? (Российское агентство, часть крупнейшей в мире PR-сети Edelman, было со скандалом закрыто некоторое время назад из-за конфликта коллектива и владельцев - прим. Sostav.ru)

- Это внутреннее дело коммерческой организации, и мне бы не хотелось его комментировать. Могу сказать только, что ситуация с агентством "Эдельман" не отражает тенденции в отрасли, это частный случай.



Евгений Чепурной, Sostav.ru