RIW-2012: итогиПо мнению участников, практическая ценность конференции выросла
Завершилась V Неделя Российского Интернета (Russian Internet Week, RIW-2012) – главное интернет-событие осени, проходившее в течение трех дней в шестом павильоне московского Экспоцентра. По свидетельству участников, которых стало заметно больше в сравнении с прошлым годом, RIW-2012 почти не напоминал «ярмарку достижений», на которую отчасти смахивала предыдущая Интернет-неделя. В целом наблюдатели отмечают, что практическая ценность конференции с каждым разом становится все выше, чему, безусловно, способствует расширение формата: в этом году организаторы увеличили программную сетку до 150 мероприятий, добавили новый зал и организовали многие секции в более живой и интересной форме ток-шоу. Sostav.ru обозревает в своем отчете некоторые события форума. Очень электронное правительство Cтарт RIW дал министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, не преминувший отметить, что интернет в последние время стал точкой экономического роста для страны и важным каналом связи между властью и обществом. По словам чиновника, за год рунет вырос на 30%, так что Россия теперь занимает первое место в Европе по числу сетевых пользователей. О сравнительной интернетизации министр предусмотрительно умолчал, однако подчеркнул, что рост онлайн-сектора в целом, так или иначе, опережает рост остальной экономики. О том, что, несмотря на успехи, в России не все так радужно с интернетом, наглядно показала организация самой конференции: по свидетельству журналистов и посетителей, большинство точек wi-fi в шестом павильоне экспоцентра прекратили свою работу уже в самом начале первого дня. При этом на стенде у ответственного за выход в сеть «Ростелекома» wi-fi работал, как ни в чем не бывало. В первый день в открытом всем участникам «Белом зале» (его объем был выделен в павильоне № 6 чисто символически) прошла секция «Электронная демократия – модная тенденция или реальные рычаги?» Эксперты, в числе которых были замминистра связи Алексей Волин, блоггер и предприниматель Алена Попова, а также небезызвестный борец с пожарами сенатор Руслан Гаттаров, оценили, поможет ли электронное правительство развитию демократии, или виртуализация отношений общества и власти, напротив, приведет к тотальному контролю за жизнью граждан. Камнем преткновения стал вопрос обязательной персональной идентификации сетевых пользователей. Часть выступавших ратовала за то, чтобы юзеры предоставляли личные данные не только на портале госуслуг, но и при обращении к другим ресурсам. Однако в ходе обсуждения стороны все же сошлись на том, что информацией следует делиться только в случае действий, имеющих юридическую значимость.
Защита детей и доменые имена Второй день RIW открылся, как ток-шоу, на котором были презентованы четыре проекта, амбициозно обозначенные в программе как самые перспективные в рунете. Три из них были посвящены детям и молодым людям: доменная зона «.дети», сайт трудоустройства для студентов и ресурс дневник.ру. Еще один был нацелен на создание домена «.moscow». Зону «.moscow» представляли Матвей Алексеев (фонд содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета) и Павел Рогожин (Медиа Мир – РБК). По словам Алексеева, в новый домен вложено порядка $4 млн., причем сама заявка обошлась в 185 тысяч, а остальное потрачено на инфраструктуру и техническое оснащение. «Зону должны дать в середине следующего года, и мы уже сможем заниматься делегированием доменных имен. Я думаю, за домен auto.moscow дадут хорошие деньги», - отметил он. Глава портала LiveInternet Герман Клименко не разделил оптимизма предпринимателя: «Ты знаешь хоть один успешный домен .рф, известный, чтобы им пользовались?» - обратился он к Павлу Рогожину. Тот, хоть и назвал вопрос провокационным, отметил, что инвестиции нацелены на будущее: «Это вопрос инвестиций. Доменной зоне РФ не так много лет, чтобы говорить об успехах, когда работа идет в стратегическом плане». В комментарии порталу «БИЗНЕС Online» представитель аналитического центра «Видео Интернешнл» Алексей Беляев отметил, что регистрировать имена в новой зоне может быть интересно для малого и среднего бизнеса. Кириллический домен «.дети» презентовал исполнительный директор фонда «Разумный интернет» Илья Переседов. По его словам, разработка нового проекта началась задолго до принятия пресловутого закона о защите детей от информации: «Мы поняли, что сектор детского интернета наиболее развивающийся и наиболее важный. На западе за домен .kids ведут борьбу Google, Амейзнан и ряд других организаций». Г-н Переседов обозначил, что одна из основных идей проекта – создание безопасного для детей пространства, где родителям не нужно беспокоится о том, на какие сайты попадает ребенок. По свидетельству инвесторов, проект уже поддержан координационным центром национального домена. Последней прошла презентация Гавриила Леви - Дневник.ру. Платформа предполагает три группы сервисов: автоматизация школьных процессов (ведение дневников, журналов, заполнение отчетов директорам и чиновникам), дистанционное обучение (тестирование, конфренц-связь и т.д.) и сервисы общения (форумы, чаты, блоги и т. д.). Весь сервис находится в облаке, и в настоящее время уже вышел на лидирующие позиции по стране. При этом в наличии две версии: платная и та, что монетизируется за счет рекламы. Как рассказал представитель инвесторов Андрей Близнюк, сумма вложения составила $5 млн., причем возврат ожидается десятикратный. Дискуссия развернулась вокруг рисков проекта. «Главный риск этого бизнеса, когда государство говорит: а вы знаете, давайте мы поручим это почте России, пусть она займется всеми школами. Есть же какая-то единая государственная система, и завтра ей скажут: «Вот 10 миллиардов рублей и все школы нам автоматизируйте», - заметил Герман Клименко. Инвесторы признали, что такая опасность действительно существует, однако выразили надежду, что отношения с государством все же будут конструктивными. Таргетированная реклама Вторую секцию второго дня, посвященную таргетированной рекламе, открыл руководитель направления рекламных технологий Mail.Ru Group Роман Кохановский с докладом о том, как сделать рекламу в соцсетях эффективнее. По его словам, статистика явно говорит о прогрессе social media в рунете: так, все пять топовых интернет-проектов России (Mail.ru, «Яндекс», «Вконтакте», Google и «Одноклассники») либо имеют свою соцсеть, либо сами ею являются. Г-н Кохановский подчеркнул, что сегодня Россия обгоняет весь мир по количеству времени, проводимого пользователями в «социалке» (до 11,3 час в месяц), причем этой величине еще есть, куда расти: за счёт мужчин и людей старше 55 лет. По словам докладчика, для того чтобы рекламная кампания в соцсети удалась, необходимо предлагать продукт, который находится на пике сезонного спроса или активно рекламируется вендорами и конкурентами. Размещая региональное предложение, в посыл потребителю уместно включать название его города: провинциалы не привыкли к такому вниманию, так что за счёт неожиданности CTR повышается в разы. Также эксперт подчеркнул важность разговора с каждой целевой группой на ее языке и необходимость сплит-тестирования креативов. Продолжил секцию Александр Круглов, «евангелист» ВКонтакте. По его словам, социальная сеть стремится предоставлять рекламодателям максимальную детализацию по пост-клик анализу рекламных кампаний. При этом создавать собственную систему аналитики сеть пока не намерена. Г-н Круглов также отверг предположение одной из слушательниц (к слову сказать, сотрудницы «Яндекса») о том, что «ВКонтакте», таргетируя рекламу, анализирует личную переписку пользователей. Эксперт заявил, что технических мощностей для такого анализа у vk.ru нет, и сеть отслеживает только переписку на стенах для уточнения демографии. Выступление аналитика AdvAction Дениса Кучумова было посвящено покупке рекламы напрямую в группах и играх в соцсетях – минуя специальные сервисы. По мнению докладчика, коммерческие выкупы трафика дают не очень хороший результат, поскольку налицо достаточно высокий показатель фрода и случайных кликов. И если в контекстной рекламе CTR набирается в течение нескольких дней или недели, то в такой соцсети, как «Мой Мир» - за 3 часа, так что в результате рекламодатель не успевает понять, корректно ли он нацелил своё предложение. Эксперт также отметил, что с эволюцией интернета таргетирование по ключевым словам вытесняется ориентировкой по интересам, географии пользователя и другим более сложным характеристикам. Закрыл секцию «Таргетированная реклама» руководитель отдела медиапланирования iConText Алексей Федин с докладом о применении мультитач-подхода к таргетированной рекламе. Он призвал отойти от модели оценки эффективности по последнему клику и объективно оценивать вклад каждого из каналов. Для убедительности докладчик привёл кейс, согласно которому 11% конверсий, записанных на «ВКонтакте», являются на деле прямым трафиком: пользователь сначала заходил на сайт через type-in в поисковике, а затем конвертировался с соцсетью. Завершая своё выступление, эксперт высказал мнение, что многоканальная атрибуция (наряду с RTB) станет одним из основных трендов в следующем году. «Облачные» недостатки 19 октября в уже привычном формате ток-шоу прошла секция «Облачные сервисы: мифы или реальность». В ходе секции реклама и маркетинг были обозначены, как самые перспективные направления в применении облачных технологий. Спикеры, в числе которых были представители Microsoft, Дневник.ру, BrandMobile и сервиса Evernote, также указали на ряд недостатков и минусов, существующих у SaaS-сервисов. По их словам, облачные системы дублируют информацию клиентов не только в «облака», но и на разные устройства, так что однажды созданный файл или скачанная программа может занимать место на 3-5 девайсах пользователя. По мнению экспертов, другая проблема «облаков» - дороговизна устройств для хранения информации (модуль на терабайт здесь стоит около 800-900 долларов – против 150 долларов за обычный накопитель такого же объема) – должна разрешиться в ближайшие годы. Вместе с тем докладчики убеждены, что вопрос излишнего копирования данных облачным сервисам нужно решать уже сейчас.
|
||||
Евгений Чепурной, Sostav.ru |