23.10.2012

RTB - революции не будет

«Видео Интернешнл» о перспективах электронных рекламных торгов

Иллюстрация Fotolia

Группа «Видео Интернешнл» выпустила доклад-презентацию, в которой поделилась своим видением того, как изменится бизнес селлера с приходом RTB-технологий. Опираясь на данные сторонних исследований, эксперты «ВИ» проанализировали ожидания и опасения участников рынка, а также пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе эффективной может быть лишь комбинированная схема, совмещающая личные и автоматизированные продажи.

По мнению автора работы, руководителя департамента стратегического планирования ВИ Максима Осипова, RTB (торги в режиме реального времени) имеют целый ряд преимуществ, начиная с прозрачности и низких цен, и, заканчивая едиными стандартами доступа покупателей и продавцов друг к другу. Такой более простой и оперативный способ продаж тем более актуален, что объем «человекочасов» в рунете растет опережающими темпами и уже несколько лет обгоняет объем монетизации. Так, по сводным данным TNS и АЦВИ, величина годовых продаж сетевой рекламы сегодня составляет 752% к 2006 году, тогда как общее количество минут, проводимых россиянами онлайн, увеличилось за это же время на 960%.

Вместе с тем эксперт считает, что выгоды традиционных, личных продаж тоже нельзя сбрасывать со счетов. Интернет-биржа не может имитировать эмоциональное воздействие и персональный контакт, гарантировать обратную связь и договорную цену, а также обеспечить взаимные и долгосрочные обязательства. Между тем все эти факторы «ВИ» считает решающими при продажах на премиальных площадках (от Mail.ru до LiveJournal.com), которые посещает большая часть российской интернет-аудитории.

По данным канадской компании Casale Media, в связи с распространением RTB селлеры также опасаются потери уникальности своего инвентаря (так считают 84% участников принадлежащей фирме индекс-платформы) и конфликта разных продажных точек между собой (76%).


Дополнительно усложняют положение запросы и ожидания рекламодателей. В теории большинство из них ждет от RTB больших возможностей для таргетирования, ясной отчетности и высокого качества стандартного инвентаря, однако на деле все они даже на треть не удовлетворены реальным воплощением этих принципов.

Подводя итог, эксперты «Видео Интернешнл» отдают должное онлайн-торгам и их преимуществам (в первую очередь – справедливой цене и принятию решений на основе данных, а не личных оценок), однако считают, что революции с введением RTB не произойдет. В перспективе сетевые биржи не вытеснят, а скорее дополнят «живые» продажи, ориентируясь на длинный шлейф сайтов, не входящих в первую десятку. Специалисты «ВИ» также подчеркивают, что эффективное взаимодействие двух схем будет возможно лишь в рамках одного селлера.

Real-Time Bidding (RTB) - это технология интернет-рекламы, при использовании которой показы продаются и покупаются по одному на аукционе в реальном времени. В технологии RTB продавцами рекламы выступают рекламные площадки (publishers), а покупателями - автоматизированные системы, которые используют рекламодатели - автоматизированные системы покупки (Demand-Side Platform - DSP), или биддеры (Bidder). Торги проводятся на специальных биржах реального времени (RTB Exchange).

Технология появилась в США в 2008 году и начала активно развиваться. К 2011 году объем RTB в США превысил млрд долларов и продолжает стремительно завоевывать рынок. В России эта технология появилась совсем недавно и пока не завоевала массовости.



Евгений Чепурной, Sostav.ru