16.11.2012

Marussia ищет лицензиатов за рубежом

Автопроизводитель, похоже, вдохновился успехом зарубежных коллег 

Фото с сайта marussiamotors.ru

Лицензионная практика давно стала неотъемлемой частью известных автомобильных брендов. У таких глобальных лидеров, как, например, Ferrari, это направление выделено в отдельную бизнес-единицу. Активный поиск лицензиатов, причем зарубежных, ведет отечественный автопроизводитель, компания Marussia Motors. Однако некоторые эксперты сомневаются в том, насколько данный шаг целесообразен для бренда, который по популярности и известности пока еще далек от мировых гигантов. 

Практика лицензирования на автомобильном рынке широко распространена за рубежом, но очень слабо развита в России. Да и отечественных автомобильных брендов, признаться, в России не густо. По оценке специалистов компании Megalicense, доля российской автомобильной лицензионной продукции – не более 0,1%. При этом за рубежом это солидный, выстроенный и прибыльный бизнес, в который вовлечены Ferrari, Jaguar, Land Rover, BMW и другие известные марки. 

Какие побуждения подтолкнули Marussia Motors к решению серьезно заняться настолько неосвоенным в России сегментом, в компании не говорят, однако сообщают, что сотрудничать хотели бы именно с зарубежными партнерами. Не то, чтобы российские производители совсем не устраивали "Марусю", просто их удручающе мало «и, к сожалению, они часто преследуют краткосрочные интересы. Западные компании гораздо дальновиднее отечественных, они видят огромный потенциал в Marussia и настроены на многолетний проект».

Фото с сайта marussiamotors.ru

«У нас есть хороший ориентир – наш автомобиль, - комментирует Максим Калмыков, руководитель направления брендированной продукции компании Marussia. - А еще - ниша для передового российского lifestyle-бренда. В этом году мы удачно дебютировали на главной лицензионной выставке Brandlicensing, профессионалы лицензионного рынка понимают, что Marussia – это уникальная тема для дизайна и большой стартовый рынок».

Лицензионную продукцию с собственным лого Marussia реализует и сейчас: в интернет-магазине и единичных розничных точках. В ассортимент входят часы, одежда, аксессуары, однако он пока невелик. Школьная полиграфическая продукция с айдентикой марки выпускается по лицензии «Хатбер М», часы «Ракета» производит «Петродворцовый Часовой Завод» (ООО «Русская Мода», коллекция Marussia F1 Team до окончания сезона 2013 года выпускается по лицензии компанией Burrda Sport. Предполагается, что после того, как компания определится со своими европейскими партнерами, ассортимент лицензионных товаров должен значительно расшириться.

Фото с сайта beanstalk.com

Максим Калмыков отмечает, что в сфере лицензирования, когда речь идет об автомобильных брендах, взаимоотношения потребитель-бренд у разных сегментов строятся по-разному. У массовых компаний, продается то, что подходит к стилю жизни потребителя, уже купившего автомобиль. Когда же дело касается эксклюзивных брендов, которыми являются Aston Martin, Ferrari, то очень часто люди покупают частичку мира машины-мечты: я не могу купить себе Aston Martin, но я могу себе купить куртку с лого или символикой заводской гоночной команды.

«Есть и второй процесс – это продажа товаров обладателям авто. Речь идет о статусных изделиях – ювелирных ручках и украшениях, эксклюзивных предметах интерьера, hi-end аудиотехнике и т.п., - считает г-н Калмыков. - Эти изделия делают компании-артизаны и за счет покупки лицензии «покупают» себе аудиторию, позиционирование и каналы продаж».

По данным рейтинга Top 125 Global Licensors, самым крупным автомобильным лицензионным брендом является General Motors. Он занимает 12 место в рейтинге с ежегодными продажами лицензионной продукции порядка 3,5 млрд долларов. На 23 строчке – Ferrari, на 37 – Chrysler, а на 96 – Nissan.


На какие взаимоотношения рассчитывает сама "Маруся" и в какие категории собирается выходить, в компании пока не сообщают.

Тем временем, некоторые эксперты считают, что активное расширение лицензионной деятельности для молодого отечественного бренда пока преждевременно. В частности, Алексей Андреев, президент брендингового агентства Depot WPF, сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России, довольно скептически относится к планам Marussia Motors:

Фото с сайта bdasites.com

«С позиции маркетинга, ход академически правильный, но тут, как всегда, спутали причину со следствием. Великие бренды производят массу всевозможной бижутерии, поддерживая лояльность к себе и зарабатывая деньги. «Маруся» может пойти аналогичным путем, но для этого сначала нужно стать великим брендом. А с этим – проблема. Так что, скорее всего, бейсболки и виннипухи с логотипом «Маруся» будут стараться, смерти вопреки, вытягивать наше чудо автопрома за уши наверх. В нашей парадоксальной действительности эта бизнес-инициатива может обернуться неожиданным успехом. А что вы хотите? Россия...»

По словам генерального директора лицензионного агентства Megalicense Захара Назаренко, в России с лицензированием автомобильных брендов намного сложнее, чем за рубежом. Да, есть «Камаз», под брендом которого выпускаются игрушечные модели, но системной, выстроенной лицензионной программы нет.

Фото с сайта daddytypes.com

«Что же касается зарубежных автомобильных брендов, то например, в США они входят в группу CORPORATE/BRAND NAME, на долю которой приходится почти 910 млн долларов дохода в 2012 году или около 17% от всего лицензионного пирога, - говорит г-н Назаренко. - В России для автомобильного бренда это больше маркетинговый инструмент, чем доход. Как говорят лицензиаты, сумма контракта не стоит и одного кузова того же «Камаза», например. Нематериальная же польза огромна. На западе большие корпорации приучают к своим товарам с пеленок».

Существенное расширение линейки лицензионных товаров lifestyle планирует и компания BMW. Логотипы BMW начали появляться на ряде линеек самых разнообразных товаров, в том числе на детских колясках Maclaren.

Наталья Малютина, Sostav.ru