19.11.2012

TNS поделился видами на будущее

Медиаизмеритель рассказал о перспективах ТВ, печати и интернета в России

Логотип TNS Россия

На прошедшей в пятницу ежегодной клиентской конференции TNS крупнейший измеритель национальных медиа представил публике результаты мониторинга основных сегментов отрасли. Если верить анализу компании, телевидению в России ничего угрожает, пресса, несмотря на трудные времена, демонстрирует умеренный рост, а главным драйвером для увеличения интернет-аудитории становятся пожилые люди.


ТВ


Главный – и притом вполне ожидаемый – посыл отчета TNS: телевидение продолжает оставаться главным средством массовой коммуникации. Причем не только среди аудитории старшего возраста, но и среди молодых зрителей. Хотя бы раз в месяц перед телеэкраном оказываются 99% россиян; для еженедельного охвата этот показатель несколько ниже – 92%. Что касается ежедневного просмотра, то тут среднее число зрителей составляет 72%: с разбегом от 63% для самых молодых до 81% (в случае с людьми старше 55 лет).

По данным TNS, среднее время ежедневного телепросмотра по стране составляет почти четыре часа: 2 часа 16 минут для детей и подростков, на пол часа больше – для молодых людей (до 34 лет) и пять с половиной часов – для зрителя старше 55.

Эксперты службы отмечают, что при стабильно высоком интересе к телевидению в целом, важной тенденцией в последние несколько лет остается фрагментация телеаудитории. Так, доля каналов «большой тройки» («Первый», «Россия» и «НТВ») сократилась с 2005 года с 55,4 до 40,9%; в то же время на десять пунктов – с 36,6 до 46,6% - выросла аудитория национальных сетей и на пять – с 12,9 до 17,8 % - доля местных и кабельных каналов.

Возрастные предпочтения по группам каналов довольно предсказуемы. «Большая тройка» наиболее популярна у пожилых людей, больше половины которых смотрит «Первый» и «Россию». Национальные сети и спутниковое ТВ пользуется спросом в первую очередь у младшей и молодой аудитории (4-17 и 18-34): здесь каналы вроде СТС и ТНТ смотрит до 64% зрителей, а доля большой тройки не превышает 17% и 30% соответственно.

 

Измеритель подчеркивает, что, несмотря на фрагментацию аудитории, жанровые предпочтения телезрителей последние несколько лет вполне стабильны. Сегодня, как и четыре года назад, 80% своего времени перед экраном россияне проводят за просмотром сериалов, новостей, фильмов и развлекательных программ. В качестве тренда можно ответить лишь, что доля развлечений и музыки несколько увеличилась (с 19 до 23%) за счет некоторого охлаждения зрителя к сериалам (с 30 до 28% ) и кинофильмам (с 20 до 17%).

 

Подводя итог, эксперты TNS замечают, что развитие технологий способствует диверсификации телепросмотра между разными носителями (планшетами, компьютерами и смартфонами) и вместе с тем увеличивает то время, которое средний зритель посвящает телевизионному контенту. Так, средняя длительность ежедневного просмотра по миру за последние десять лет выросла с трех с половиной часов до трех часов пятидесяти минут.



Периодика


Прошедший год выдался нелегким для печатных изданий. Наряду с новыми законодательными инициативами (запрет на рекламу алкоголя и закон о защите детей от вредной информации) отрасль пострадала от почти повсеместного сокращения точек продажи. Вместе с тем исследование TNS отмечает, что вопреки этим негативным факторам, сегмент демонстрирует сдержанный рост.

По числу отдельных игроков периодика остается самым массовым видом медиа в России: в начале года на рынке присутствовало 65 596 газет и журналов, что составляет более двух третей от всех СМИ в стране. За период с января по сентябрь общие вложения рекламодателей в печатные СМИ составили 28,9 млрд. рублей, что на 800 млн. больше, чем за аналогичный период прошлого года, и примерно соответствует общим затратам на наружную рекламу.

Как и в прошлом году, лидирующими издательскими домами в России остаются Burda, Hearst Shkulev Media, Bauer Media и Комсомольская Правда, хотя у всех из них наблюдается небольшое сокращение штата работников и количества читателей. В Москве лидерами являются ИД Burda, 7 дней и Bauer Media; здесь тоже наблюдается незначительное падение спроса (в районе 1-2% от общего числа репрезентируемой аудитории), однако при этом растет количество работников.

По данным TNS, самыми цитируемыми на ТВ и Радио изданиями в этом году стали «Российская газета», «Ведомости» и «Известия»: все они были упомянуты около пяти тысяч раз, причем «Ведомости» являются абсолютным рекордсменом по общей длительности цитирования (около восьми тысяч минут).

Как и год назад, основная часть бюджетов рекламодателей распределяется между Женским глянцем (22,2%), киногидами (13%), еженедельными изданиями (12,8%) и газетами, выходящими каждый день (11,9%). Чаще всего рекламируются торговые организации, косметика, лекарства, транспортные услуги, а также одежда и обувь. Реклама алкоголя, несмотря на вступающий в следующем году в силу запрет, остается по бюджетам на стабильном десятом месте.

Топ рекламодателей на рынке печатных СМИ возглавляет L’Oreal. Второе место по затратам на рекламу в этом году занял Louis Vuitton Moet Hennesy SA, поднявшийся за год на две позиции; на третьем месте оказался потерявший лидерство Procter & Gamble.



Среди основных тенденций на рынке специалисты TNS отмечают запуск новых изданий (включая зарубежные лицензии), рост числа специализированных изданий в регионах, а также начавшийся выход периодики в версиях для iPhone и iPad.


Интернет

По данным TNS, уровень проникновения интернета по России составил 66% для аудитории старше двенадцати лет (данные по городам с населением сто тысяч и больше). Для Москвы тот же показатель достиг 72%, показав за год пятнадцатипроцентный рост.

Самыми популярными сетевыми ресурсами по стране остаются Яндекс (29,5% сетевой аудитории), Mail.ru (27,5%), «Вконтакте» (25,7%) и «Одноклассники» (18,4%). Пятую строчку совместно занимают российская и международная версии Google (12,8%). Также в первую десятку входят Youtube, Rambler, Wikipedia и Facebook, хотя их ежедневная аудитория не превышает 4-7% от населения в возрасте от 12 до 54 лет.

Почти на всех топовых ресурсах жители средних и крупных городов (100 000+) составляют большую часть посетителей, хотя этот показатель и колеблется от 86% для LiveJournal.com до 63% для «Одноклассников» и 57% - для Fotostrana.ru.

Согласно мониторингу, больше всего времени россияне проводят в соцсетях: на их долю приходится до 46% от общей длительности интернет-присутствия. С большим отрывом за ними следуют видеопорталы (8%), почта (4%) и поиск (3%). Каталоги товаров и сайты знакомств занимают у среднего жителя страны всего один процент его интернет-времени.

Как нетрудно предположить, наиболее активными пользователями «Вконтакте» и «Одноклассников» являются молодые люди (12-34 лет), у которых на сидение в соцсетях уходит до половины от проводимых в сети часов. Однако и представители более старшей возрастной категории (35-54%) посвящают соцмедиа больше трети своей онлайн-активности.



Несмотря на такую преданность социальным сетям, средний интернет-пользователь находит время, чтобы посетить за месяц около 152 сайтов. Для двух третей пользователей этот показатель колеблется в широком диапазоне от десяти ресурсов до двухсот, и лишь семь 7% просматривают не более десяти порталов в месяц.

Специалисты TNS подчеркивают, что на данный момент основным драйвером роста аудитории рунета являются старшие возрастные группы. Для молодых людей из средних и больших городов проникновение интернета уже дошло до 91-98%, и динамика увеличения доли пользователей здесь не превышает 6% в год. В то же время аудитория в возрасте от 55 лет и старше показывает ежегодный прирост на уровне 30-35%, при том, что на сегодня в этом возрастном диапазоне в сети присутствует не более трети от потенциальных пользователей.

 

Евгений Чепурной, Sostav.ru