12.12.2012

«Яндекс» запустил персональный поиск

Компания представила поисковую платформу «Калининград»

«Яндекс» представил новую поисковую платформу «Калининград», которая учитывает личные интересы и предпочтения пользователей. На их основе система показывает персонализированные подсказки и ответы.

В основе персонального поиска лежит анализ поискового поведения – запросы, история переходов, язык общения с поисковой системой. Анализируя поисковую историю пользователя, «Яндекс» делает вывод о том, что ему сейчас важно и интересно. Так, если человек ищет бесплатный софт, бесплатные книги и музыку, вероятно, его интересует бесплатный контент. А если пользователь часто переходит на англоязычные сайты, значит, ему интересны ответы с зарубежных ресурсов. Так как потребности людей меняются, «Яндекс» анализирует поисковую историю за последние несколько месяцев. Эти данные учитываются как при выборе подсказок, так и при поиске ответа на вопрос.

Примерно четверть своих запросов пользователи задают повторно и часто кликают по одним и тем же результатам, отмечает «Яндекс». Таким образом они переходят к любимым сайтам и документам. Чтобы облегчить эту задачу, «Яндекс» добавляет недавние запросы человека и его любимые сайты при вводе запроса на соответствующие буквы. Например, если вчера пользователь спрашивал про [варенье из вишни], сегодня «Яндекс» сам предложит ему этот запрос в подсказках. А завсегдатаю «ВКонтакте» покажет ссылку на соцсеть – стоит только начать вводить ее название в поисковой строке.

Отбирая персональные подсказки, «Яндекс» учитывает также, какие запросы характерны для одной поисковой сессии. Например, если человек только что спрашивал [назад в будущее], и следующий его запрос начинается на «к», [кристофер ллойд] будет более полезен в подсказках, чем другие запросы на эту букву.

В итоге качество поиска для конкретного человека резко возрастает. Пользователь сразу получает тот ответ, который нужен именно ему, и экономит свое время. «Можно сказать, что персональный поиск подстраивается под человека, опираясь на свой опыт общения с ним. Это позволяет улучшить качество ответов примерно на 75–80% запросов пользователя», — говорит менеджер проектов Денис Рогачевский.

По умолчанию персонализация работает для всех активных пользователей поиска. И чем больше запросов задает человек, тем лучше поиск его понимает. Отключить персональный поиск можно в настройках.

К созданию персонального поиска «Яндекс» шел постепенно. В прошлом году была запущена платформа «Рейкьявик», учитывающая языковые предпочтения пользователя. Затем вышли несколько продуктов, которые отчасти персонализировали подсказки. Так, «Яндекс» стал добавлять в подсказки предыдущие запросы пользователя и сайты, на которые он часто заходит. Все эти продукты являются частью персонального поиска и вошли в «Калининград».









Информационная служба, Sostav.ru