E-commerce ждет консолидация
Главные события уходящего года в сфере онлайн-торговли и прогнозы на 2013 год
|
Иллюстрация Fotolia |
Несмотря на то, что темпы роста онлайн-торговли по сравнению с предыдущими годами немного снизились, e-commerce продолжает оставаться одним из самых быстрорастущих сегментов торговли, основным драйвером роста является уровень проникновения Интернет. Количественный рост приводит и к качественным изменениям, продиктованным повышением уровня конкуренции. Эксперты полагают, что в 2013 году рынок ждет много интересных сделок по слиянию и поглощению, а также появление и внедрение новых технологий, призванных улучшить качество обслуживания покупателей.
Средние темпы проникновения Интернет, по данным ФОМ и Яндекс, составляют 12,6%. По предварительным оценкам Центра Стратегических Исследований Enter объем рынка e-commerce в 2012 году составит порядка 390 млрд рублей. В онлайн-ритейле наиболее высокие показатели по среднему темпу роста за последние пять лет в сегментах «Бытовая техника и электроника» (32%), «Товары для дома и DIY» (18%), «Товары для детей» (16%), а также «Косметика и парфюмерия» (15%).
В 2012 году дальнейшее развитие получила мультиканальная торговля, поскольку для многих крупных оффлайновых игроков интернет-продажи стали одним из приоритетных направлений. Причем, если в 2011 году речь часто заходила о конкуренции традиционной торговли с электронной коммерцией, то сейчас эксперты констатируют: эта тенденция осталась в прошлом, поскольку граница между онлайн- и оффлайн-компаниями постепенно стирается.
|
Иллюстрация с сайта sphotos-f.ak.fbcdn.net |
В 2011 году гендиректор Enter Сергей Румянцев сравнил российскую онлайн-коммерцию с рыночно-палаточной торговлей середины 90-х, когда существовало необозримое количество мелких точек, ассортимент которых зачастую не отличался качеством и разнообразием. Однако уже в 2012 году 15 крупных российских ритейлеров создали Ассоциацию компаний Интернет–торговли (АКИТ), объявив вектор на цивилизованную торговлю и качественный сервис для покупателя.
Как отмечают в АКИТ, яркой тенденцией прошлого года стал рост заинтересованности зарубежных онлайн-игроков с мировым именем в развитии на российском рынке, а также налаживании партнерских отношений с местными игроками. На российский онлайн-рынок вышли eBay, Alibaba, ASOS, Yoox и другие. У Alibaba появилась договоренность с Qiwi о приеме платежей в рублях, а ASOS нашел способ осуществлять доставку в обход «Почты России» на привлекательных для покупателя условиях.
В свою очередь, российские компании в 2012 году начали активно выходить на новые рынки. Так свои офисы в Казахстане за прошедший год открыли Ozon, KupiVIP и Lamoda.
Знаковые GR-инициативы 2012 года в сфере e-commerce:
- законопроект по развитию безналичных платежей, который подразумевает обязать интернет-магазины принимать к оплате банковские карты;
- инициатива по снижению стоимости эквайринга для интернет-компаний. Сегодня величина торговой уступки превышает 2,5%, что существенно выше ставки в традиционной розничной торговле. Над актами также работает АКИТ. Они позволят дифференцировать ставки торговой уступки для дебетовых и кредитных карт;
- усиление ответственности платежных систем и банков за соблюдение установленных сроков возврата денежных средств на карту покупателей. Сегодня эта ответственность явным образом не артикулирована и компании, которые заботятся о качестве сервиса, возвращают деньги потребителю из своей прибыли, дожидаясь затем возврата от платежных систем и банков. |
«Многообещающе выглядят цифры инвестиций в 2012 году. Конечно, в сравнении с офлайновыми они могут показаться не столь значимыми, но все же активность в инвестировании е-commerce эксперты оценивают как высокую, - говорит исполнительный директор АКИТ Елена Бочарова. - 2012 год принес 100 млн долларов Ozon, 70 млн долларов «Юлмарту», 55 млн долларов - KupiVIP.
На минувшей конференции Online Retail Russia ведущие игроки рынка онлайн-ритейла спрогнозировали рост их бизнеса в 2013 году по отношению к 2012 году в 2 – 2,5 раза, и, то, что происходило на рынке e-commerce позволяет весьма оптимистично смотреть на эти прогнозы».
Вардан Гаспарян, старший менеджер PwC, отмечает еще одну важную тенденцию: экстенсивный рост компаний стал замещаться интенсивным. По мере того, как уровень продаж лидеров рынка начал обгонять возможности их инфраструктуры по обеспечению этих продаж качественным сервисом, надежной и недорогой доставкой, компании стали инвестировать в развитие собственных логистических активов: строить «на вырост» собственные центры обработки заказов, закупать собственный транспортный парк по доставке, инвестировать в создание сети пунктов доставки в регионах.
«В качестве важного тренда в 2012 году можно отметить распространение географии онлайн-продаж из центра в регионы, на которые теперь приходится более 50% роста онлайн продаж» - говорит Вардан Гаспарян. Эксперт также добавил, что онлайн-ритейлеры при этом не просто «следуют за спросом», но и создают его, забираясь все дальше и дальше в регионы и создавая там свою инфраструктуру доставки.
|
Иллюстрация Fotolia |
«Они стремятся «обналичить» нераскрытый потенциал онлайн-продаж и вырастить свою лояльную аудиторию, - продолжает эксперт. - Ритейлеры одежды и обуви могут быть наиболее успешны именно в этом направлении, так как потенциал спроса в регионах именно на их максимальный ассортимент несравним с предложением местных «оффлайн» магазинов, а логистические затраты по доставке относительно невелики».
По мнению г-на Гаспаряна рост онлайн-ритейла в регионах продолжится опережающими темпами по сравнению со столичными регионами. Все это будет происходить по мере увеличения количества интернет-пользователей, покупателей в интернете, а также увеличения надежности и сокращения сроков доставки товаров. Он также полагает, что не за горами появление в России новых брендов из Китая, США, Великобритании, Франции и Германии.
Если говорить о других прогнозах на ближайшие несколько лет, то ряд экспертов ожидает в ближайшие два-три года консолидации рынка. Более крупные игроки начнут активно скупать более мелких, возможно, некоторые компании укрепят партнерские отношения на рынке. Кроме того, ожидается, что российский онлайн-ритейл начнет выходить на более высокий уровень в вопросах повышения качества обслуживания клиентов, внедряя новые технологии в процессы продаж и сервис.