25.01.2013

Рунет раздвигает границы

Крупнейшие российские интернет-компании начали зарубежную экспансию

Иллюстрация Fotolia

После взрывной динамики последних лет, российский интернет демонстрирует вполне ожидаемое замедление роста. На этом фоне для лидеров индустрии, которые до сих пор наращивали обороты за счет включения в свою орбиту все новых русскоязычных пользователей, вопрос выхода на зарубежные рынки становится вдвойне актуальным. Однако специалисты не без причин уверены в том, что для Яндекса, Вконтакте или Mail.ru Group экспансия за пределы СНГ будет нелегкой.

Последние годы естественные преимущества (лояльность местных пользователей, поисковые алгоритмы, связанные с особенностями русского языка и т. п.) позволяли крупным игрокам рунета довольно легко выходить в лидеры на местном рынке. Благодаря такой «форе» Яндекс до сих пор удерживает за собой почти две трети поисковых запросов, Вконтакте по числу российских пользователей далеко обходит Facebook, а почтовые сервисы mail.ru имеют в стране в семь раз больше клиентов, чем почта от Google.

Зачастую выгодой оборачивается даже ориентация в российских реалиях. Так, сентябрьский релиз навигатора от Apple удивил владельцев мобильных устройств названиями московских улиц, взятыми из советского прошлого (вроде улиц Кирова или Горького); в результате частота скачивания приложения "Яндекс.Карты" для айфона в октябре более чем удвоилась.

Однако при пересечении границы большинство этих преимуществ перестает действовать. Даже если заглянуть к нашим соседям на Украине и в Белоруссии, где российские интернет-проекты традиционно пользуются большим успехом, легко констатировать, что и здесь они не всегда выходят на первые места.

По данным LiveInternet, на Украине Яндекс-поиск занимает лишь 30% рынка, а у наших партнеров по эфемерному Союзному государству – около 41%, тогда как лидерство и в обеих странах принадлежит Google (58 и 43% соответственно). Позиции отечественных соцсетей на рынке СНГ уверенней – в сравнении с положением Facebook, – но ожидать, что они будут столь же хороши где-то еще, пока не приходится.

«Экспансия зарубеж – отличная идея – в теории, однако на практике очень сложно конкурировать с гигантами масштаба Google и Facebook, - уверен аналитик Ренессанс-Капитал Дэвид Фергюсон. – Здесь необходимо вкладывать много денег безо всякой гарантии, что они окупятся».


С ним вполне согласна Анна Лепетухина из Sberbank Investment Research: «Успех в русскоговорящей среде в других странах естественен и не требует больших вложений, однако на больших зарубежных рынках нашим компаниям будет очень трудно соревноваться с теми, кто пришел туда до них и обладает почти неограниченными ресурсами».

Эти слова звучат еще убедительней, если сравнить капитализацию российских и мировых интернет-игроков: 7,7 млрд долларов Яндекса и 7 млрд Mail.ru Group против 245 миллиардов Google. Сопоставить финансы так и не вышедшего на IPO ВКонтакте со стоимостью крупнейшей на сегодня соцсети сложнее, но легко представить, что различия будут примерно того же порядка.

Поисковик по Корану

Как бы то ни было Яндекс в ближайшее время собирается расширяться за счет Турции, Вконтакте – надеется увеличить число пользователей в Израиле, США и Германии, а Mail.ru – строит планы по продаже онлайн-игр на азиатских рынках. «Нашими сервисами пользуются более 90% российской интернет-аудитории, и мы не собираемся останавливаться на этом», - заявлял еще в октябре глава Mail.ru Дмитрий Гришин, анонсируя запуск бренда my.com. Соответствующий сайт до сих пор остается в состоянии тизера, но, так или иначе, компания уже сегодня предлагает сетевые игры в Китае, Японии и Южной Корее.

Интерес Яндекса к Турции - помимо того, что страна является шестым по величине интернет-рынком в мире (с объемом рекламы в 400 млн. долларов) – объясняется изобилием местного контента: по словам специалистов компании, алгоритмы, разработанные для русского, очень хорошо работают и для турецкого языка. Так, для местных пользователей Яндекс уже создал сайт-поисковик по Корану.


Среди курьезных, но актуальных для турецкого рынка продуктов, можно назвать технологию, которая размывает на снимках в формате street-view лицо на памятниках Кемалю Ататюрку, поскольку фотоизображение лидера младотурок в стране табуировано.

Поисковик рассчитывает за пять лет увеличить свою долю на турецком рынке с 1,4 до 35% (для сравнения - по данным ComScore, Google сегодня принадлежит 93,7%). «Цель выглядит весьма амбициозной», – говорит аналитик «Открытие-Капитал» Александр Венгранович, хотя отмечает, что Google по такой же схеме достиг в России уровня в 26%, перетянув большую часть аудитории у того же Яндекса.

Сколь бы малодостижимой ни казалась сегодня конечная цель российской компании в новом для нее регионе, в этом направлении уже есть кое-какие подвижки: в ноябре «Яндекс» стал в Турции поисковиком по умолчанию для смартфонов, работающих на операционной системе Windows Phone, хотя Bing – «родной» поисковик от Microsoft – в стране тоже доступен.

Что русскому хорошо

Говоря о возможной экспансии отечественных интернет-компаний приходится отметить, что языковой барьер и присутствие сильных конкурентов – далеко не единственное препятствие на их пути за рубеж: те самые особенности, которые способствуют их популярности дома, легко могут помешать их выходу на западный рынок. Речь, конечно, в первую очередь идет о Вконтакте, пользователи которого, согласно ComScore, скачивают около 8,5 часов видео ежемесячно. Ни для кого не секрет, что происхождение большей части этих роликов – пиратское, и хотя соцсеть на словах декларирует борьбу с иллегальным контентом – и даже удаляет его – реальный эффект этой борьбы хорошо известен всем пользователям портала.

В месте с тем именно доступ к почти неограниченному объему бесплатной музыки и видео, без сомнения – один из главных (хотя и негласных) козырей российской соцсети: именно он позволяет ей оставаться на первых позициях на внутреннем рынке и, скорей всего, будет потерян при выходе на рынок внешний, где авторские права защищены куда эффективнее.

Евгений Чепурной, Sostav.ru