Новые требования к социальной рекламе
Наружная реклама, посвященная Дню Победы, появится (или уже появилась) во всех российских городах.
В некоторых из них местная власть, фактически, вынуждая распространителей рекламы менять ее содержание, обещает рекламистам компенсацию. Но вряд ли объем компенсации восполнит возможные убытки. Надо полагать, временная смена рекламы станет проявлением лояльности рекламных фирм в отношении власти, от которой зависит их бизнес.
Напомним, 20 апреля Госдума приняла в первом чтении новую редакцию закона "О рекламе". И реклама, посвященная Дню Победы, после вступления новой редакции закона в силу, будет классифицироваться как "социальная реклама". Статья 9 принятого в первом чтении закона содержит в отношении социальной рекламы следующие нормы:
Статья 9. Социальная реклама
1. В социальной рекламе не должны упоминаться физические и юридические лица, за исключением органов государственной власти и местного самоуправления, а также конкретные марки (модели, артикулы) товаров, товарные знаки, знаки обслуживания и иные средства индивидуализации товаров.
2. Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность физических и юридических лиц по производству и распространению социальной рекламы, передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами.
3. Восстановление нарушенных при производстве, размещении и распространении социальной рекламы прав физических и юридических лиц осуществляется в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством.
То, что закон принят в первом чтении накануне Дня Победы, дает повод оценить, как в условиях нового рекламного законодательства выглядит ситуация, когда в обязательном порядке коммерческая реклама заменяется социальной. Такая оценка представляется актуальной, поскольку если ко второму чтению закон и будет скорректирован, то приведенную выше статью 9 изменения вряд ли затронут.
Оценки могут быть следующими.
1. Социальная реклама не должна содержать никаких признаков коммерческой рекламы. Например, реклама, в которой сказано, что такая-то коммерческая организация оказывает ветеранам Великой отечественной войны скидки - это уже не социальная реклама.
2. Если социальная реклама осуществляется на безвозмездной основе, расходы на нее признаются благотворительностью - с соответствующими льготами (прежде всего - налоговыми). Возникает вопрос - что станет выгоднее производителям и распространителям рекламы: получить такие льготы, или обещанную государственными органами компенсацию?
3. Пункт 3 статьи 9 закрепляет право требовать у органов власти, фактически вынудивших заменить коммерческую рекламу социальной, возмещения понесенных убытков. Такие убытки могут заключаться как в потери ожидаемой прибыли, так и быть связаны с санкциями за нарушение договора с рекламодателем.
Полагаем, что операторам рынка рекламы имеет смысл заранее, не дожидаясь вступления новой редакции закона "О рекламе", планировать свои действия в условиях нового законодательства.
|