Если вы живете в Москве, то наверняка обратили внимание на не совсем обычные рекламные плакаты, которые появились осенью на крупных магистралях города. На черном фоне белыми буквами написано "Настоящее чувство и верность любимому человеку - твоя защита от СПИДа!", а чуть пониже - "Безопасного секса" нет!". По мнению автора начавшейся кампании, председателя комиссии по здравоохранению Мосгордумы Людмилы Стебенковой, это поможет остановить распространение ВИЧ-инфекции среди молодежи.
В том, что плакаты рассчитаны именно на молодежь, сомневаться не приходится - по краям черного поля нарисованы именно молодые люди. Скорее всего, юноша и девушка. Почему "скорее всего"? Да потому что с ходу определить половую принадлежность и сексуальную ориентацию пары весьма затруднительно. У них одно на двоих лицо, а по манере одеваться можно сделать несколько предположений, первое из которых - это гомосексуальная пара, больше всего похожая на лесбиянок. Впрочем, возможны варианты.
Оставим изобразительную часть на совести художника и вдумаемся в часть содержательную. А вот тут как раз вариантов нет. Противоречивость и двусмысленность слоганов оставляет стойкое ощущение того, что придумавший их человек, вообще не разбирается в вопросах профилактики инфекций, передающихся половым путем.
Безграмотны эти произведения и с точки зрения психологической нагрузки, которую должны нести. Руководитель сексологической ассоциации "Культура и здоровье" Сергей Агарков, выступая на 2-ой Всероссийской конференции "Мужское здоровье", назвал эту акцию неразумной и посетовал, что основная политика в области охраны здоровья, в том числе сексуального, формируется на самом верху.
"Основная масса подростков такую информацию не воспримут, для подросткового сексуального поведения характерны реакции блокировки и экстремальности. Стремление к опасности является характерной чертой подросткового поведения. Зато незначительная часть подростков, страдающая различными формами гипогонадизма (задержкой полового созревания), воспитанных в условиях чрезвычайной строгости - их репродуктивная надежда этой акцией будет просто уничтожена", - сказал Сергей Агарков. Он также отметил, что подобные мероприятия необходимо проводить после тщательных консультаций со специалистами.
С кем консультировались в данном конкретном случае - не очень понятно. Зато очевидно, какая именно модель пропаганды взята за основу. Любимое детище президента США Джорджа Буша - программа сексуального воздержания, полного отказа от до- и внебрачных половых отношений. С одним из лозунгов, гласящим, что презервативы не защищают от ИППП вообще и от ВИЧ в частности. То есть программа, занимающаяся распространением заведомо ложной информации. Этим теперь занялись и в Москве.
Настоящие чувства и верность - это, безусловно, замечательно. Но только в том случае, если все это базируется на полноценных и корректных знаниях о половых отношениях и, особенно, гигиене сексуальных отношений. Потому как уровень знаний российской молодежи о средствах контрацепции ужасающе низок, а уж о правильном применении таких средств знают вообще единицы. Подтверждающие цифры привел все тот же Сергей Агарков - только 30 процентов молодых людей пользуются презервативами при случайных половых контактах. А правильно ими пользуются еще меньше. Отсюда и возникают мифы о неэффективности презервативов, которые особенно охотно поддерживаются и раздуваются различными религиозными организациями.
А, между тем, брак - еще не гарантия от заражения ВИЧ-инфекцией. В докладе ООН "Народонаселение мира 2005" (World Population Report 2005) отмечается, что основной группой риска в наше время являются гетеросексуальные замужние женщины. В той же Индии 90 процентов ВИЧ-инфицированных женщин признали, что до вступления в брак у них не было половых контактов и что они всегда были верны своим партнерам. А в вопросах сексуального просвещения Россия во многом недалеко ушла от Индии.
Невозможно указом или постановлением ввести в стране целомудрие. И заставить быть верным тоже нельзя. Компетентно, но доступно объяснить возможные последствия беспорядочной половой жизни можно. А рассказать о средствах защиты, научить ими пользоваться и - что немаловажно - сделать их доступными для всего сексуально активного населения не только можно, но и нужно. Причем в срочном порядке. Снова приведем цифры из доклада Сергея Агаркова - 18 процентов россиян не могут купить в аптеке презервативы, потому что банально стесняются. А видели ли вы где-нибудь в российских городах автоматы по продаже презервативов?
О правилах использования резинового изделия №2 написано на вкладыше, который есть в каждой коробке. А кто в России читает инструкции, да еще в темноте? Много ли мужчин знает, что перед тем, как надеть презерватив, необходимо сдавить его носик, чтобы там не оставался воздух. А ведь это одна из основных причин разрыва изделия в самый неподходящий момент. А о том, что презерватив необходимо одевать ДО любого контакта со слизистой половых органов партнера, многие даже не догадываются.
Защищают ли средства барьерной контрацепции (женские и мужские презервативы) от половых инфекций. Безусловно. При условии правильного применения. Вирусы и бактерии не в состоянии проникнуть через стенку презерватива, вирусы живут только в клетках или биологических жидкостях, а бактерии гораздо крупнее, чем поры в латексе. Достаточно простой опыт с наливанием воды в презерватив является наглядным подтверждением его герметичности.
Необходимы разъяснения и по поводу орального секса. Инфекции передаются при нем так же, как и при генитальном контакте, однако об этом мало кто знает. И не считает необходимым пользоваться презервативами (для мужчин) или специальными латексными салфетками (для женщин) при оральных ласках. Это же относится и к анальному сексу.
Людям нужна достоверная и полная информация. А соответствующие выводы они сделают сами. Те, кому свое здоровье небезразлично, будут заботиться и о своем партнере. И совместный поход в клинику или лабораторию - для сдачи анализов на наличие половых инфекций - будет восприниматься как необходимое условие для обеспечения безопасности секса.
Почему в Москве начали эту дорогостоящую и совершенно бесполезную кампанию - можно узнать, обратив внимание на другие уличные плакаты. 4 декабря грядут выборы в Мосгордуму. Поэтому надо в срочном порядке обозначить свою нужность, полезность, а также свою заботу об избирателях. Пусть даже таким способом. Хотя слоган на предвыборных плакатах гораздо больше подходит для кампании по борьбе со СПИДом - "Время задуматься". Очень хороший совет. Задумайтесь. Именно голова на плечах является основным залогом безопасного секса. И он существует, как бы ни утверждали обратное плакаты на столичных проспектах.
тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail