Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
31.01.2007

Обездвиженная «наружка». Поволжский рекламный рынок опять лихорадит

Поволжский рекламный рынок опять лихорадит. С 1 января 2007 года вступили в силу положения Федерального Закона «О рекламе», которые существенно осложнили жизнь игроков на рынке outdoor-рекламы

Федеральный Закон «О рекламе» заработал с 1 июля прошлого года, однако введение части требований отложили на шесть месяцев — чтобы дать рекламному рынку возможность подготовиться.

Больше всего от инициативы законодателей пострадали агентства, занимающиеся наружной рекламой. Так, с 1 января 2007 года введен полный запрет на использование так называемых мобильных биллбордов. Это установленные на платформу «Газели» стандартные щиты 3х6, которые в последнее время стали привычной альтернативой стационарным рекламным конструкциям. Однако, по мнению представителей власти, «брэндмобили» представляют собой серьезную помеху дорожному движению. Официально это и стало основанием для введения запрета на них.

Протест против «законодательного убийства целого сегмента бизнеса» уже выразило рекламное сообщество Нижнего Новгорода. А представители Ассоциации мобильной рекламы совместно с некоторыми депутатами Государ-ственной Думы РФ сейчас пытаются внести коррективы в новый закон. Впрочем, один из российских законодателей Алексей Лихачев сомневается в успехе этой инициативы: он уверен в том, что запрет был «продавлен руководителями крупных муниципалитетов». Решение проблемы дополнительной нагрузки на транспортные сети, которую создают «брэндмобили», нужно искать в ограничении, а не полном запрете этого вида рекламоносителей, соглашается с участниками рынка депутат.

Вопрос в квадрате

Главная подоплека всех проблем наружной рекламы — запутанная ситуация с землеотводом, оформлением всех необходимых разрешений и т.д. Административные барьеры и нередко коррупция становятся серьезным препятствием для цивилизованного развития рынка outdoor-рекламы в Поволжье (см. «Битва за «наружку» в № 31 журнала «Эксперт Волга» за 2006 год).

Многие участники рынка outdoor-рекламы согласны с позицией Алексея Лихачева и уверены, что новая редакция закона выгодна в первую очередь муниципалитетам и субъектам федерации, в ведении которых находятся земельные участки, выделяемые под установку рекламных конструкций. По информации одного из сотрудников самарского рекламного агентства, пожелавшего остаться неназванным, процесс получения прав на участок и необходимых разрешений может затянуться на полгода и обойтись компании в несколько сотен тысяч рублей.

Запрет на мобильные биллборды ограничивает такие агентства в возможностях избежать чиновничьих коридоров. По мнению представителей Ассоциации мобильной рекламы, новый закон приведет к еще большей монополизации рынка стационарной «наружки», удачной альтернативой которой стали «брэндмобили». Дело в том, что сейчас основными игроками являются группы News Outdoor и Gallery. Имея в руках значительные финансовые ресурсы, эти компании, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, активно развивают бизнес в регионах. Введение процедуры аукционов на земельные участки дало им еще больше преимуществ по сравнению с мелкими региональными игроками. Например, в Казани и Нижнем Новгороде по результатам первых торгов 80% лотов достались федеральным компаниям.

Мобильное мышление

Водрузить стандартный щит размером 3х6 на платформу «Газели» впервые придумали в Москве — там подобные «брэндмобили» появились еще в 2003 году. Новшество пришлось по вкусу многим заказчикам. В самом деле, у таких конструкций есть ряд преимуществ по сравнению со стационарными аналогами — и в первую очередь их мобильность. Один и тот же щит может сутками стоять в месте с наиболее плотным потоком автомобилей и пешеходов, а может и перемещаться по городу, за день охватывая максимальную аудиторию.

По данным компании «ЭСПАР-аналитик», ежегодный объем рынка мобильных биллбордов в Москве составляет 5−6 млн долларов (около 130−160 млн рублей). В поволжских городах цифры на порядок ниже. Например, рынок наружной рекламы Нижнего Новгорода оценивается в 8 млн долларов (примерно 210 млн рублей) в год, из них лишь 0,5 млн (около 13 млн рублей) приходится на долю «брэндмобилей».

Борьба с новым видом наружной рекламы началась там же, где он и зародился — в столице. Главное, в чем обвиняли власти Москвы рекламное сообщество — владельцы рекламных грузовиков ничего не платят городу, а также избавлены от налогов, обязательных для операторов «наружки». К тому же автомобили с рекламными щитами потенциально опасны — как любое транспортное средство, они создают дополнительную нагрузку на трафик в центре и загрязняют воздух выхлопами.

Городские власти забеспокоились осенью 2005 года, когда количество передвижных щитов, рекламирующих запретный игорный бизнес и алкоголь, превысило разумный, по их мнению, предел. В октябре 2005 года городской комитет рекламы, информации и оформления Москвы отправил в Государственную Думу РФ свои дополнения в поправки к закону о рекламе, приравнивающие владельцев мобильных биллбордов к прочим операторам наружной рекламы Москвы (ко второму чтению закона в Госдуме автостенды вообще предлагалось запретить).

Тогда настал черед беспокойства для самих рекламщиков, которые в ноябре 2005 года срочно создали Ассоциацию мобильной рекламы и согласились платить все положенные налоги (по закону, операторы рекламы платят единый налог на вмененный доход). Однако это не помогло: новые поправки к закону были приняты и с этого года вступили в силу. Теперь за использование запрещенного канала продвижения товаров и услуг рекламное агентство может быть оштрафовано на сумму в 500 тыс. рублей.

Представители рекламного сообщества хотят добиться снятия запрета на использование мобильных биллбордов. Для этого Ассоциация мобильной рекламы даже подготовила альтернативный законопроект, который предложен на рассмотрение Государственной Думе и поддерживается депутатской фракцией ЛДПР.

Президент Ассоциации Елена Даниелян считает, что их инициатива имеет все основания быть реализованной. «Во всем мире мобильную рекламу используют крупнейшие компании — Coca-Cola, Pepsi, Ford, Motorola. Владельцы таких биллбордов плотно взаимодействуют с местными властями и полицией. В нашем проекте четко определен статус мобильных рекламных носителей, описан процесс их сертификации и дальнейшего функционирования», — заявила она.

Но если все усилия рекламщиков окажутся напрасными, участники рынка и аналитики прогнозируют появление новых методов обойти закон. «Рынок просто подстроится под новые правила и останется теневым», — говорит топ-менеджер одного из крупных московских рекламных агентств. Одним из вариантов выхода из ситуации он называет оформление услуг «брэндмобилей» как грузоперевозок.


Денис Квасов

Журнал "Эксперт"
Обсуждение закончено
Новости наружной рекламы
"Наружники" утверждают, что предпочтений в размещении политрекламы у них нет
Демонтаж щитов с рекламой журнала Moulin Rouge признан законным 
1
Пенсионеры Челябинска предложили вести контроль над текстами наружной рекламы
Суд не удовлетворил иск «Столица-НН» по делу с УФАС
Спецпредложения
Крышная установка на Н.Арбат, 34 к.1
Сетка на Б.Садовой ул., 14 с мая
Крышная установка в центре Москвы
Сетка: Сущевский Вал, д.74
Исследования
17.05.2005 Poster Track - контроль за наружной рекламой.
29.04.2005 Обзор размещения пивных брендов. 1 квартал 2005 года.
13.04.2005 Развитие рынка высокотехнологичных носителей призматрон (тривижн).
01.04.2005 Крупнейшие рекламодатели за 2004 год в категории "Услуги и средства связи".
31.03.2005 Обзор московского рынка наружной рекламы
© "ООО Состав.ру" 1998-2012

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов