1. Алгоритмы не умеют задавать вопросы.
Пока машины способны выполнять только четко поставленные перед ними задачи. Алгоритм не может сам себе задать вопрос и изменить направление работы. С одной стороны, это является преградой на пути к творчеству, с другой ― оберегает человечество от того, что машины выйдут из-под контроля и начнут действовать против людей.
2. Искусственный разум не способен уловить контекст.
Алгоритмы пока не умеют обрабатывать информационные потоки так, как это делают люди. То есть, с учетом множества контекстов ― смысловых, эмоциональных, визуальных, временных и т.д. Программу обучают на определенной выборке, а затем она запускает процесс машинного обучения «по аналогии», а все уникальные факторы воздействия остаются за рамками процесса и не учитываются. Именно поэтому алгоритмы не способны создать успешный мем или другую «многослойную» вирусную историю.
3. Эмоциональный интеллект доступен только человеку.
Эмоциональный интеллект учитывает эмоциональное состояние человека и является фундаментом того, чем занимаются представители креативной индустрии. Алгоритм этим свойством, конечно, не обладает. Если разработчики заложат в машину «реакция на А будет такая-то, на В ― такая», программа, конечно, напишет текст или слоган, но большой эмоциональной отдачи от него не будет.
4. Алгоритмы ― это не замена, а помощник.
Задача машины ― не стать равной человеку, а ликвидировать значительное количество рутинной работы, что позволит людям больше заниматься творчеством. Максимальную пользу алгоритмы приносят, выполняя аналитическую, механическую работу, набирая данные, чтобы человек мог заручиться правильностью решения. Например, программа может здорово помочь при разработке инсайтов целевой аудитории, проанализировав поисковые запросы ее представителей.
5. Машины успешно пишут тексты лишь «по шаблону»
Алгоритмы уже активно помогают создавать тексты. Например, спортивную хронику на Sports.ru ведет робот, а компания «Яндекс» еще в прошлом году представила алгоритм, который самостоятельно составляет короткие новости о погоде, пробках и поисковых всплесках. В таких заметках, конечно, нет особого творчества, поскольку они воспроизводят стиль текстов, которые использовались для машинного обучения. Однако журналистам-новостникам стоит начать беспокоиться о своем будущем.
6. Для искусственного интеллекта ошибка ― это плохо, для человека ― возможность
Нейронные сети и все современные алгоритмы машинного обучения имеют одну особенность: именно человек всегда задает им некоторую меру того, что такое «хорошо», а что такое «плохо», какие картинки похожи, а какие ― отличаются, правильно предсказана температура на завтра или нет. И ни один современный алгоритм не может понять, есть ли что-то хорошее в том, что человек ошибся. Для алгоритма это всегда будет «плохо». Но именно такие ошибки имеют в творчестве большой вес.
7. Творческий поток ― привилегия человека
Если рассматривать творчество с точки зрения ноосферы В.И. Вернадского, то алгоритмам никогда не стать истинными креаторами. В соответствии с учением великого русского мыслителя, когда человек в особые моменты находится в условиях сильного истощения или, наоборот, творческого подъема, происходит так называемый прокол, открывается канал в ноосферу, и копирайтер просто записывает удачный слоган, или дизайнер делает хороший логотип и т.д. У машины такой канал, безусловно, не открывается.