11.07.2011

«Ашан» оформил товарные потери

Система позволяет не платить налог на прибыль с просроченного и испорченного товара

Торговая сеть «Ашан» разработала систему документального оформления товарных потерь. Ее создание и внедрение заняло полтора года. Компания разработала процедуру и критерии списания товара, расширила функционал IT-системы магазинов, которая позволяет регистрировать списание товара и автоматически составляет соответствующие акты. Запуск состоялся в прошлом году, рассказал «Ведомостям» руководитель по налогообложению «Ашан» Максим Колпаков. Партнером выступила юридическая фирма Sameta.

Ритейлеры давно добиваются права списывать расходы на приобретение испорченного товара как себестоимость. Новая система позволит компании не платить налог на прибыль с просроченного и испорченного товара. Акт об уничтожении подписывает комиссия из трех человек, лично присутствующих на процедуре, после чего продукты прессуют и передают компании – переработчику отходов. В случае претензий налоговиков ритейлер сможет доказать в суде, что товар был списан правомерно.

С момента запуска системы в компании не было налоговых проверок, связанных с уплатой налога на прибыль, поэтому «Ашан» не оценил эффективность проекта. По словам Колпакова, система создает доказательную базу только по потерям, связанным с боем, порчей упаковки и истечением срока годности товара. Недостачи товара из-за краж или ошибок персонала не учитываются. Такая методика оформления потерь позволит успешно оспорить в суде доначисление налогов, считает Колпаков.

Согласно действующему законодательству, расходы на приобретение товара, который впоследствии испортился и был списан, не вычитаются из налогооблагаемой базы налога на прибыль (20%). В налоговом законодательстве нет прямой нормы, чтобы отнести эти потери к расходам. Испорченный товар можно квалифицировать как потери от брака или другие расходы, связанные с реализацией. Но для этого нужно иметь убедительную и хорошо отлаженную систему оформления товарных потерь.

В среднем на товарные потери приходится около 1,2% оборота ритейлеров, говорят аналитики Sameta. По данным Росстата, в 2010 году оборот розничной торговли продовольственными товарами составил 265 миллиардов долларов. Таким образом, в масштабах отрасли потери оцениваются в 3,2 миллиарда долларов. С них ритейлеры переплатили в бюджет около 640 миллионов долларов налога на прибыль.

Минфин до сих пор не может создать механизм отделения потерь, полученных в результате не зависящих от бизнеса факторов, и тех, что происходят по вине самой компании. Он же является основным противником поправок в Налоговый кодекс.