29.06.2011

Энергетики будут выпускать объемом не более 0,33 л

Внесенный в Госдуму законопроект об ограничениях продажи и распитии тонизирующих напитков в большинстве своем совпадает с существующими на сегодняшний день требованиями к реализации и потреблению алкогольной продукции

Энергетики
Иллюстрация с ресурса glcitymusic.com

21 июня в Госдуму был внесен законопроект "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков". Как отмечает эксперт "КонсультантПлюс" Дарья Муратова, авторы документа настаивают на введении достаточно строгих ограничений оборота и потребления безалкогольных энергетических напитков, причем большинство из этих ограничений соответствуют ныне действующим требованиям к алкогольной продукции.

Законодательно предлагается установить определение безалкогольного тонизирующего и безалкогольного энергетического напитков (ст. 2 Законопроекта). Так, к тонизирующим напиткам отнесены безалкогольные напитки, содержащие кофеин в количествах не менее 15,1 мг на 100 мл. Кофеин может быть заменен любыми другими тонизирующими веществами в том же соотношении, а также сочетаться с ними.

Безалкогольный энергетический напиток является одним из видов безалкогольных тонизирующих напитков. Массовая доля сухих веществ в нем должна составлять 10% и более, а его энергетическая ценность равна 44 ккал и выше на 100 мл (все ограничения, предлагаемые авторами законопроекта, касаются именно этого вида тонизирующих напитков).

К приведенным в документе ограничениям можно отнести объем тары, в которой реализуется напиток. Так, согласно статье 3 законопроекта, при обороте рассматриваемых напитков объем потребительской тары не может превышать 330 мл (под оборотом следует понимать как розничную, так и оптовую продажу).

Помимо этого, разработчики намерены запретить розничную продажу энергетических напитков в детских организациях, на транспорте и других местах. Перечень мест, отмечает эксперт, полностью совпадает с аналогичным перечнем, установленным для алкогольной продукции (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", 171-ФЗ).

Ограничения также затрагивают и распитие напитков в общественных местах (детские, образовательные, медицинские учреждения, а также физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения). Что касается несовершеннолетних лиц, то для них предлагается установить запрет на распитие таких напитков в любых общественных местах. Напомним, что аналогичный запрет установлен для алкогольной продукции и пива (ч. 1 и 2 ст. 20.20 КоАП РФ).

Еще одно ограничение будет касаться возраста потребителей. Авторы законопроекта предлагают запретить розничную продажу энергетических напитков несовершеннолетним. Это ограничение также повторяет нормы, регулирующие оборот алкогольной продукции (п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ).

При этом, документ не предлагает конкретных мер ответственности за нарушение установленных им запретов. Скорее всего, соответствующие изменения норм КоАП РФ будут предложены позднее. Кроме того, может потребоваться сопутствующее уточнение действующего законодательства о рекламе, отмечает Дарья Муратова.

Ранее законодательные инициативы затрагивали преимущественно ограничения в обороте и потреблении алкогольных напитков и пива. Так, на рассмотрении Госдумы находятся уже два законопроекта, которые предлагают отнести пиво к алкогольной продукции. Оба законопроекта, один из которых внесен правительством России, прошли первое чтение, однако дальнейшая их судьба пока не известна. В связи с этим можно предположить, что для решения вопроса об усилении режима оборота и потребления безалкогольных энергетических напитков Госдуме также потребуется значительное время.

Марина Усачева, Sostav.ru