Водку «Хаски» обвели вокруг Закона о рекламеПроизводитель «Пяти озер» не возражает против федеральной рекламной кампании группы во «Вконтакте», выполненной в дизайне алкогольной марки. ФАС проведет проверки по факту нарушения законодательства
На фоне продолжающегося скандала с «детскими» сигаретами, компания «Алкогольная сибирская группа», которой принадлежат бренды «Пять озер», «Кедровица» и «Хаски», «засветилась» в связи с довольно-таки неоднозначной рекламной кампанией. Неизвестный заказчик разместил в Москве и регионах наружную рекламу, которая выполнена в фирменном стиле одного из упомянутых выше продуктов – водки «Хаски». Закон о рекламе формально соблюден: билборды продвигают не алкогольный напиток, а всего лишь небольшое сообщество в социальной сети «ВКонтакте». Группа, в которую приглашаются любители одноименной породы собак, собрала в свои ряды чуть более 450 человек, что по меркам «вконтактика» весьма скромный результат. «Хаски Клуб» - таково название сообщества – представлен на рекламном щите мелкой строкой с URL, в самом низу. Основная же часть макета – это логотип, ненавязчиво напоминающий прохожим о водке. На билборд «не поместилась» даже виновница рекламной кампании – собачка рекламируемой породы. Группа «Хаски Клуб» была создана 8 августа и сейчас не выглядит слишком живой: два лаконичных сообщения, одно из которых объявляет о наборе администратора; в немногочисленных комментариях участники группы обсуждают начавшуюся федеральную рекламную кампанию. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что аудитория Vkontakte достаточно молодая. Довольно значительному количеству пользователей еще нет 18 лет. Как и можно было предположить, «Алкогольная сибирская группа» свою причастность к этому сомнительному размещению отрицает. Как заявляют в пресс-службе, производитель «Пяти озер» к «Хаски Клубу» никакого отношения не имеет. Sostav.ru поинтересовался, как «АСГ» относится к тому, что таинственный рекламодатель воспользовался символикой, чересчур напоминающей водку «Хаски». Как оказалось, такой яростный плагиат наказан никак не будет: компанию совершенно не волнует факт заимствования их интеллектуальной собственности: «Ну используется и используется, что в этом такого? Какой в этом криминал? Мы не будем судиться с этими людьми», - заявила Марина Дубоделова, руководитель пресс-службы. Правда, через некоторое время она уточнила, что «этот вопрос (суда - прим. ред.) еще не решен». Sostav.ru обратился за комментариями в Федеральную антимонопольную службу. «Тут действительно есть о чём подумать, - говорит Татьяна Никитина, заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС. - С учётом ч.4 ст.2 Закона о рекламе, реклама товарных знаков, индивидуализирующих водку, не может размещаться в наружной рекламе. Поскольку на рынке присутствует водка «Хаски», этикетка которой по оформлению очень похожа на то обозначение, которое содержится в рекламе, мы по факту, вами указанному, проведём проверку». Кто является рекламодателем, не раскрывает и компания BigBoard, разместившая в Москве эту наружку. В компании это объясняют отсутствием на рабочем месте директора по коммуникациям. Сходство водки и клуба - не фантазия редакции Sostav.ru. В этом можно убедиться, ознакомившись с мнением экспертов. «Это реклама водки, она осуществляется в обход законодательства, - считает творческий директор брендингового агентства Depot WPF Алексей Фадеев. - Непонятно, насколько быстро им прикроют эту лазейку. В таком духе делали много рекламных кампаний и ранее: например, рекламу водки «На березовых бруньках». С ним соглашаются и в агентстве DDC Creative Lab: «На наш взгляд данное сообщество ассоциируется с водкой». Алкогольная сибирская группа купила бренд «Хаски» у компании «Алконост» в августе 2010 года. АСГ реализует «Хаски» в масштабах всей России, стоимость одной бутылки составляет 250 рублей. Этикетка и упаковка для «Хаски» была разработана агентством UNIQA («Уника креатив инжиниринг») и заняла третье место на ММФР в 2007 году, в категории «этикетка и упаковка алкогольных напитков». Подобные рекламные кампании были у производителей в моде в начале и середине двухтысячных. Зачастую водка рекламировалась под видом воды, книг, журналов и сайтов в Интернете. Так, например, можно вспомнить проходившую в 2006 году рекламную кампанию журнала «Мягков», за которую ФАС оштрафовал рекламодателя на 40 тысяч рублей, и рекламную кампанию книги «Смирнов», выполненную в дизайне одноименной водки. При этом ФАС нашла успешный способ борьбы с подобными рекламными кампаниями – при помощи социологических опросов. Большая часть участвовавших в таких опросах граждан, которым показывали рекламу журнала «Мягков», похожей на водку минеральной воды или книги с символикой алкогольного напитка, говорили, что речь идет о водке. Даже если и формально АСГ непричастна к рекламной кампании «Хаски Клуба», как производитель одноименной продукции, компания некоторым образом рискует своей репутацией: каждому, кто увидит спорную наружку, не объяснишь, что водка тут «ни при чем». А как показывает пример компании «Донской табак», которая из-за общественного резонанса была вынуждена недавно приостановить выпуск сигарет Sweat Dreams, общественное негодование по поводу незаконной рекламы разнообразных стимулирующих веществ может принести компании существенные неудобства.
|
|||||||