06.09.2011

Водку «Хаски» обвели вокруг Закона о рекламе

Производитель «Пяти озер» не возражает против федеральной рекламной кампании группы во «Вконтакте», выполненной в дизайне алкогольной марки. ФАС проведет проверки по факту нарушения законодательства

Фото Василия Иванченко для Sostav.ru

На фоне продолжающегося скандала с «детскими» сигаретами, компания «Алкогольная сибирская группа», которой принадлежат бренды «Пять озер», «Кедровица» и «Хаски», «засветилась» в связи с довольно-таки неоднозначной рекламной кампанией.

Неизвестный заказчик разместил в Москве и регионах наружную рекламу, которая выполнена в фирменном стиле одного из упомянутых выше продуктов – водки «Хаски». Закон о рекламе формально соблюден: билборды продвигают не алкогольный напиток, а всего лишь небольшое сообщество в социальной сети «ВКонтакте». Группа, в которую приглашаются любители одноименной породы собак, собрала в свои ряды чуть более 450 человек, что по меркам «вконтактика» весьма скромный результат.

«Хаски Клуб» - таково название сообщества – представлен на рекламном щите мелкой строкой с URL, в самом низу. Основная же часть макета – это логотип, ненавязчиво напоминающий прохожим о водке. На билборд «не поместилась» даже виновница рекламной кампании – собачка рекламируемой породы.

Группа «Хаски Клуб» была создана 8 августа и сейчас не выглядит слишком живой: два лаконичных сообщения, одно из которых объявляет о наборе администратора; в немногочисленных комментариях участники группы обсуждают начавшуюся федеральную рекламную кампанию. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что аудитория Vkontakte достаточно молодая. Довольно значительному количеству пользователей еще нет 18 лет.

Как и можно было предположить, «Алкогольная сибирская группа» свою причастность к этому сомнительному размещению отрицает. Как заявляют в пресс-службе, производитель «Пяти озер» к «Хаски Клубу» никакого отношения не имеет. Sostav.ru поинтересовался, как «АСГ» относится к тому, что таинственный рекламодатель воспользовался символикой, чересчур напоминающей водку «Хаски». Как оказалось, такой яростный плагиат наказан никак не будет: компанию совершенно не волнует факт заимствования их интеллектуальной собственности: «Ну используется и используется, что в этом такого? Какой в этом криминал? Мы не будем судиться с этими людьми», - заявила Марина Дубоделова, руководитель пресс-службы. Правда, через некоторое время она уточнила, что «этот вопрос (суда - прим. ред.) еще не решен».

Sostav.ru обратился за комментариями в Федеральную антимонопольную службу. «Тут действительно есть о чём подумать, - говорит Татьяна Никитина, заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС. - С учётом ч.4 ст.2 Закона о рекламе, реклама товарных знаков, индивидуализирующих водку, не может размещаться в наружной рекламе. Поскольку на рынке присутствует водка «Хаски», этикетка которой по оформлению очень похожа на то обозначение, которое содержится в рекламе, мы по факту, вами указанному, проведём проверку».

Кто является рекламодателем, не раскрывает и компания BigBoard, разместившая в Москве эту наружку. В компании это объясняют отсутствием на рабочем месте директора по коммуникациям.

Сходство водки и клуба - не фантазия редакции Sostav.ru. В этом можно убедиться, ознакомившись с мнением экспертов. 

«Это реклама водки, она осуществляется в обход законодательства, - считает творческий директор брендингового агентства Depot WPF Алексей Фадеев. - Непонятно, насколько быстро им прикроют эту лазейку. В таком духе делали много рекламных кампаний и ранее: например, рекламу водки «На березовых бруньках». С ним соглашаются и в агентстве DDC Creative Lab: «На наш взгляд данное сообщество ассоциируется с водкой».

Алкогольная сибирская группа купила бренд «Хаски» у компании «Алконост» в августе 2010 года. АСГ реализует «Хаски» в масштабах всей России, стоимость одной бутылки составляет 250 рублей. Этикетка и упаковка для «Хаски» была разработана агентством UNIQA («Уника креатив инжиниринг») и заняла третье место на ММФР в 2007 году, в категории «этикетка и упаковка алкогольных напитков».

Подобные рекламные кампании были у производителей в моде в начале и середине двухтысячных. Зачастую водка рекламировалась под видом воды, книг, журналов и сайтов в Интернете. Так, например, можно вспомнить проходившую в 2006 году рекламную кампанию журнала «Мягков», за которую ФАС оштрафовал рекламодателя на 40 тысяч рублей, и рекламную кампанию книги «Смирнов», выполненную в дизайне одноименной водки. При этом ФАС нашла успешный способ борьбы с подобными рекламными кампаниями – при помощи социологических опросов. Большая часть участвовавших в таких опросах граждан, которым показывали рекламу журнала «Мягков», похожей на водку минеральной воды или книги с символикой алкогольного напитка, говорили, что речь идет о водке.

Даже если и формально АСГ непричастна к рекламной кампании «Хаски Клуба», как производитель одноименной продукции, компания некоторым образом рискует своей репутацией: каждому, кто увидит спорную наружку, не объяснишь, что водка тут «ни при чем». А как показывает пример компании «Донской табак», которая из-за общественного резонанса была вынуждена недавно приостановить выпуск сигарет Sweat Dreams, общественное негодование по поводу незаконной рекламы разнообразных стимулирующих веществ может принести компании существенные неудобства.

Светлана Новикова, руководитель юридической компании «Деловой город»

Конечно, до тех пор, пока взаимосвязь между наименованием водки и социальной группы не будет установлена судом, мы не можем обвинять бренд в нарушении рекламного законодательства.

Однако, на наш взгляд, связь очевидная. Стилевые решения при оформлении социальной группы и её рекламы не отличаются от дизайна водки (проанализировано на основе информации, размещённой в интернете). Цвет, орнамент, логотип, стиль написания слова "Хаски" - все не просто сходно, а идентично.

В подобных делах решение принимается на основании исследования общественного мнения. Референтной группе предлагается рассмотреть фирменный стиль алкоголя, затем дизайн рекламы и составить свое мнение, какой именно объект рекламируется. В данном случае, с большей долей вероятности, взаимосвязь при исследовании будет установлена. И рекламодатель (а возможно - и рекламораспространитель) будет привлечен к административной ответственности за недостоверную рекламу, так как в рекламе прослеживаются нарушения требований, предъявляемых к рекламе алкоголя (например, нет предупреждение о чрезмерном употреблении алкоголя). Конечно, дело будет возбуждено, если в антимонопольный орган поступит соответствующее сообщение о нарушении закона о рекламе.






Павел Рябиков, Sostav.ru
Елена Цоколова, Sostav.ru

Скриншот группы в vkontakte.ru