Медиаобзор. Чего ждет медиарынок?
Эксперты проанализировали ожидания представителей отрасли: все боятся грядущего кризиса и уповают на интернет
|
Иллюстрация Fotolia |
Подавляющее большинство представителей медиаиндустрии уверены, что наибольший рост по итогам года продемонстрируют сегменты интернет-сервисов и интернет-услуг, новые медиа, разработка программного обеспечения и цифрового контента. В то же время, за традиционными медиа первенство по динамике признают менее трех процентов респондентов. Таковы данные исследования аудиторско-консалтинговой группы BDO Россия (на отечественном рынке эта международная структура известна под брендом «Юникон»), полную версию которого Sostav.ru представляет ниже.
Наибольшие угрозы для развития бизнеса в ближайшие два года
Как по выборке в целом, так и в отдельных ее группах главную угрозу респонденты видят в потенциальном экономическом кризисе. По мнению Сергея Аветисяна («АКАДО-Столица»), финансовый кризис, если он все же случится, действительно будет оказывать серьезное влияние не российский бизнес. «Однако, судя по кризису 2008-2009 годов, разные отрасли преодолевают кризисные периоды с разной степенью успешности. Например, телекоммуникационный бизнес во время недавнего финансового кризиса демонстрировал рост. Некоторые компании использовали кризис как возможность оптимизировать свой бизнес, пересмотреть стратегию, найти новые маркетинговые ниши и в результате добиться успеха», - подчеркнул представитель телеком-компании.
В перечне угроз представители крупного и среднего бизнеса, помимо экономического кризиса, отдали ведущие позиции следующим опасностям: угрозы давления со стороны других субъектов рынка, нехватка нужных кадров и денежных средств, а малого бизнеса - деятельность государственных структур и изменения в сфере налогообложения.
|
Угрозы (все компании)
|
|
1
|
Возможный экономический кризис
|
15
|
2
|
Давление со стороны других субъектов рынка
|
6
|
3
|
Деятельность государственных структур, политическая ситуация и страновые риски
|
5
|
4-5
|
Нехватка нужных кадров
|
4
|
4-5
|
Изменения в сфере налогообложения
|
4
|
6
|
Проблемы в управлении компанией
|
3
|
7-8
|
Нехватка денежных средств
|
2
|
7-8
|
Пробелы или изменения в нормативном регулировании (помимо налоговой сферы)
|
2
|
9
|
Иное
|
1
|
|
Угрозы (крупный и средний бизнес)
|
|
1-2
|
Возможный экономический кризис
|
3
|
1-2
|
Давление со стороны других субъектов рынка
|
3
|
3-4
|
Нехватка нужных кадров
|
2
|
3-4
|
Нехватка денежных средств
|
2
|
5-6
|
Деятельность государственных структур, политическая ситуация и страновые риски
|
1
|
5-6
|
Пробелы или изменения в нормативном регулировании (помимо налоговой сферы)
|
1
|
|
Угрозы (малый бизнес)
|
|
1
|
Возможный экономический кризис
|
12
|
2-3
|
Деятельность государственных структур, политическая ситуация и страновые риски
|
4
|
2-3
|
Изменения в сфере налогообложения
|
4
|
4-5
|
Давление со стороны других субъектов рынка
|
3
|
4-5
|
Проблемы в управлении компанией
|
3
|
6
|
Нехватка нужных кадров
|
2
|
7-8
|
Пробелы или изменения в нормативном регулировании (помимо налоговой сферы)
|
1
|
7-8
|
Иное
|
1
|
Изменения в отраслевом законодательстве, которые отразились на бизнесе респондентов в наибольшей степени
Первое место в этом разделе заняли изменения, внесенные в законодательство о персональных данных: такой вариант выбрали 32,61% компаний - участниц опроса. На втором месте оказались разъяснения Верховного суда РФ об отсутствии ответственности редакции электронного СМИ за комментарии посетителей, размещенные без предварительного редактирования: этот вариант ответа указали 30,43%. Третье место заняли изменения в ст. 1273 ГК РФ, ограничивающие возможности воспроизведения произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения.
Среди других вариантов ответа упоминалось постановление Правительства РФ, обязывающее изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей уплачивать вознаграждение организации по управлению авторскими и (или) смежными правами на коллективной основе, но его не выбрал ни один респондент.
Место
|
Вариант ответа
|
Частота выбора, %
|
1
|
Изменения в законодательстве о персональных данных, предусматривающие необходимость получения письменного согласия субъекта на обработку его персональных данных
|
32,6%
|
2
|
Разъяснения Верховного Суда РФ об отсутствии ответственности редакции электронного СМИ за комментарии посетителей, размещенные без предварительного редактирования
|
30,4%
|
3
|
Изменения в ст. 1273 Гражданского кодекса РФ, сужающие возможность свободного воспроизведения произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения
|
26,1%
|
4
|
Ничего из перечисленного
|
4,3%
|
5-7
|
Отсутствие нормативно-правовой защиты от плагиата новостных сообщений
|
2,2%
|
5-7
|
Запрет на распространение прессы в зоне 25 м от метро
|
2,2%
|
5-7
|
Повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с января 2011 г.
|
2,2%
|
Изменения, которые следует внести в законодательство, регулирующее отрасль
По мнению респондентов, в первую очередь следует усовершенствовать законодательство, регулирующее функционирование интернета - так полагают 31,6% опрошенных.
На втором по популярности месте оказались необходимые изменения в федеральный закон о СМИ (21,05%). За иные варианты ответов высказалось менее чем по 20% респондентов.
Место
|
Вариант ответа
|
Частота выбора, %
|
1
|
Следует усовершенствовать законодательство, регулирующее функционирование Интернета
|
31,6%
|
2
|
Следует внести изменения в федеральный закон о СМИ
|
21,1%
|
3
|
Следует разграничить ответственность информационных провайдеров-посредников
|
15,8%
|
4
|
Следует усовершенствовать порядок взаимодействия с организациями по коллективному управлению правами
|
13,2%
|
5
|
Следует усовершенствовать законодательство в области размещения социальной и спонсорской рекламы
|
10,5%
|
6
|
Ничего
|
5,3%
|
7
|
Упростить порядок получения и использования электронных подписей
|
2,6%
|
Вид бизнеса в медиаотрасли, который в 2011 году покажет наибольший рост
Большинство респондентов (43,59%) ожидает, что по итогам 2011 г. наибольший рост продемонстрирует бизнес, связанный с интернет-сервисами и интернет-услугами. Далее с заметным отрывом идут новые медиа (28,21%), создание ПО и цифрового контента (25,64%). Среди возможных вариантов ответа в анкете упоминалась реклама, но этот вариант не выбрал ни один респондент.
Место
|
Вариант ответа
|
Частота выбора, %
|
1
|
Интернет-сервисы и интернет-услуги
|
43,6%
|
2
|
Новые медиа (цифровые, в том числе интерактивные медиа, не являющиеся классическими эфирными и кабельными ТВ и радио с аналоговым или цифровым сигналом)
|
28,2%
|
3
|
Разработка ПО, игр, создание цифрового контента (в том числе для мобильных устройств)
|
25,6%
|
4
|
Традиционные медиа и производство контента для них (бумажная пресса, классические эфирные и кабельные ТВ и радио с аналоговым или цифровым сигналом)
|
2,6%
|
Наиболее перспективный шаг для дальнейшего развития компании
В качестве таких шагов большая часть респондентов назвала развитие новых или уже существующих продуктов и услуг. При этом представители крупного и среднего бизнеса считают более перспективным развитие существующих продуктов, а малого бизнеса - новых.
Интересно отметить, что такой шаг, как покупка другой компании, не назвал ни один респондент.
Вариант продажи собственного бизнеса популярностью также не пользовался. Среди представителей малого бизнеса этот ответ выбрали 2,56%, а крупные и средние компании подобный шаг не рассматривают вообще.
|
Перспективный шаг (все компании)
|
|
1
|
Развитие новых продуктов/услуг
|
35,90%
|
2
|
Развитие уже существующих продуктов/услуг
|
28,21%
|
3
|
Стратегическое партнерство
|
17,95%
|
4
|
Усиление маркетинговой активности
|
10,26%
|
5
|
Выход на новые рынки
|
5,13%
|
6
|
Продажа бизнеса
|
2,56%
|
|
Покупка другого бизнеса
|
0,00%
|
|
Перспективный шаг (крупный и средний бизнес)
|
|
1
|
Развитие уже существующих продуктов/услуг
|
50,00%
|
2
|
Развитие новых продуктов/услуг
|
30,00%
|
3
|
Стратегическое партнерство
|
20,00%
|
Монетизация Основным способом монетизации у компаний разного по масштабу бизнеса является реклама. По мнению Юрия Строфилова, соучредителя компании Spbnews, это отражает ситуацию на сегодняшний день, но не тенденцию. Что касается интернет-проектов, то здесь отмечается кризис рекламной модели: количество кликов на тысячу показов и доверие к объекту рекламы падают. Как результат, добиться лояльности покупателя в рекламной модели невозможно. Вторым по популярности вариантом ответа представителей крупного и среднего бизнеса оказался «полностью или частично платный доступ к информации», а малого бизнеса — «производство печатных или электронных носителей для внешних заказчиков».
|
Монетизация (все компании)
|
|
1
|
Рекламные услуги, продажа эфирного времени и т.п. услуги
|
28
|
2-3
|
Продажа печатных носителей информации
|
9
|
2-3
|
Производство печатных или электронных носителей для внешних заказчиков
|
9
|
4
|
Полностью платный или частично платный доступ к информационным ресурсам (Интернет, кабельное ТВ и т.п.)
|
8
|
5
|
Продажа электронных носителей информации
|
6
|
6
|
Иные платные услуги, кроме названных в этой таблице
|
3
|
7
|
Консалтинг и паблик рилейшнз
|
2
|
|
Монетизация (крупный и средний бизнес)
|
|
1
|
Рекламные услуги, продажа эфирного времени и т.п. услуги
|
8
|
2
|
Полностью платный или частично платный доступ к информационным ресурсам (Интернет, кабельное ТВ и т.п.)
|
4
|
3
|
Продажа печатных носителей информации
|
3
|
4-6
|
Продажа электронных носителей информации
|
1
|
4-6
|
Производство печатных или электронных носителей для внешних заказчиков
|
1
|
4-6
|
Иные платные услуги, кроме названных в этой таблице
|
1
|
|
Монетизация (малый бизнес)
|
|
1
|
Рекламные услуги, продажа эфирного времени и т.п. услуги
|
19
|
2
|
Производство печатных или электронных носителей для внешних заказчиков
|
8
|
3-4
|
Продажа печатных носителей информации
|
5
|
3-4
|
Продажа электронных носителей информации
|
5
|
5-6
|
Иные платные услуги
|
2
|
5-6
|
Полностью платный или частично платный доступ к информационным ресурсам (Интернет, кабельное ТВ и т.п.)
|
4
|
7
|
Консалтинг и паблик рилейшнз
|
2
|
Наиболее острые потребности компаний
По мнению респондентов, в наибольшей степени их компании нуждаются в людях, способных воплотить имеющиеся идеи (61,54%). Особенно остро стоит этот вопрос для представителей крупного и среднего бизнеса: 81,82% респондентов из компаний такого масштаба выбрали данный вариант ответа.
Потребности в материальных ресурсах и новых идеях примерно равны - и обе уступают потребности в кадрах. О необходимости государственной поддержки заявили лишь 5,13% респондентов (отметим, что этот вариант указали только представители малого бизнеса).
|
Потребности респондента (все компании)
|
|
1
|
Люди, которые могут качественно воплотить имеющиеся идеи
|
61,54%
|
2
|
Деньги, материальные ресурсы
|
17,95%
|
3
|
Новые идеи
|
15,38%
|
4
|
Поддержка государства
|
5,13%
|
|
Потребности респондента (крупный и средний бизнес)
|
|
1
|
Люди, которые могут качественно воплотить имеющиеся идеи
|
81,82%
|
2-3
|
Новые идеи
|
9,09%
|
2-3
|
Деньги, материальные ресурсы
|
9,09%
|
4
|
Поддержка государства
|
0,00%
|
Привлечение финансирования: потребности, возможности, источники
По оценкам респондентов, в большинстве случаев их компании не планируют проводить денежные заимствования: такой ответ дали 64,86% опрошенных. В то же время 27,27% респондентов из крупных и средних компаний ответили на вопрос о возможности привлечения заемного финансирования утвердительно.
|
Заимствования (все компании)
|
|
1
|
Нет
|
64,86%
|
2
|
Мы еще не определились
|
24,32%
|
3
|
Да
|
10,81%
|
|
Заимствования (крупный и средний бизнес)
|
|
1
|
Нет
|
54,55%
|
2
|
Да
|
27,27%
|
3
|
Мы еще не определились
|
18,18%
|
Большинство респондентов нейтрально оценивают возможности собственной компании по привлечению финансирования («не легко и не сложно»).
|
Легкость финансирования (все компании)
|
|
1
|
Не легко и не сложно
|
58,33%
|
2
|
Сложно
|
16,67%
|
3
|
Легко
|
12,50%
|
4
|
Очень сложно
|
8,33%
|
5
|
Очень легко
|
4,17%
|
Наиболее вероятным источником заимствования для своей компании большинство респондентов (50%) видит российское частное финансирование.
|
Источники финансирования (все компании)
|
|
1
|
Привлечение российского частного финансирования
|
50,00%
|
2
|
Публичное заимствование на российском рынке
|
18,18%
|
3-4
|
Привлечение зарубежного частного финансирования
|
13,64%
|
3-4
|
Иное
|
13,64%
|
5
|
Публичное заимствование на зарубежных рынках
|
4,55%
|
Ну и, наконец, ожидаемый рост собственного бизнеса в 2011 году
Большинство респондентов полагают, что темпы роста их бизнеса в текущем году составят 10-15% (так ответили 28,21% респондентов по всей выборке) или 20-30% (мнение 30,77% респондентов). При этом представители среднего и крупного бизнеса чаще всего отмечали вариант 10-15% — так ответили 45,45% опрошенных в этой группе, в то время как большинство представителей малого бизнеса сходится на сценарии роста бизнеса на 20-30%. Такое мнение озвучили 37,04% респондентов данной группы, а 18,52% малых предприятий ожидают роста бизнеса на 10-15%.
Рост бизнеса в 2011 (все компании)
|
|
150-200%
|
5,13%
|
100%
|
7,69%
|
50-60%
|
7,69%
|
20-30%
|
30,77%
|
10-15%
|
28,21%
|
Менее 10%
|
5,13%
|
Меньше или равно 0%
|
7,69%
|
Не дали ответа
|
7,69%
|
Рост бизнеса в 2011 (крупный и средний бизнес)
|
|
150-200%
|
9,09%
|
50-60%
|
9,09%
|
20-30%
|
18,18%
|
10-15%
|
45,45%
|
Менее 10%
|
18,18%
|
Рост бизнеса в 2011 (малый бизнес)
|
|
150-200%
|
3,70%
|
100%
|
11,11%
|
50-60%
|
7,41%
|
20-30%
|
37,04%
|
10-15%
|
18,52%
|
Меньше или равно 0%
|
11,11%
|
Не дали ответа
|
11,11%
|
|