26.09.2011

Москва испытает осенний дефицит бензина

В ноябре начнутся ремонтные работы на Московском НПЗ. Эксперты прогнозируют нехватку топлива на столичных АЗС

Иллюстрация Fotolia

Ситуация на топливном рынке остается сложной несмотря на попытки государственного регулирования. Недавно власти продлили продажи "Евро-2", оборот которого был прекращен с 2011 года. Однако рынок так и не дождался ожидаемых дополнительных объемов бензина. Несоответствие спроса и предложения наблюдается и на биржевых площадках. На прошлой неделе объем нефтепродуктов на трех биржах составил 275,4 тысяч тонн, тогда как спрос составил более 2 миллионов тонн. Как пишет РБК Daily, ухудшение ситуации и дефицит бензина на столичных АЗС ожидается в ноябре. В этом месяце начнутся ремонтные работы на Московском НПЗ, принадлежащем "Газпром нефти".

Сложность ситуации подтверждает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Труднее всего приходится независимой рознице. Нефтяные компании продают нефтепродукты на 7 тысяч рублей выше, чем собственным "сбытам", и это приводит к разорению небольших АЗС. Биржевые площадки были практически единственной возможностью покупать нефтепродукты для независимых операторов.

По данным ИАЦ "Кортес", индекс СПбМСТБ к концу прошлой недели на Аи-92 составил 33 812 рублей за тонну, Аи-95 - 35 012 рублей, на спотовом рынке цена бензина Аи-92 составила 29 148 рублей, Аи-95 - 30 750 рублей, на мелкооптовом рынке соответственно 33 027 и 34 275 рублей.

Сложившаяся ситуация позволяет нефтяным компаниям приобретать обанкротившихся владельцев АЗС. Директор по развитию и маркетингу ИАЦ "Кортес" Павел Строков полагает, что передел рынка продолжится до весны. "Нефтяные компании стараются покупать, как правило, 10-20 АЗС, расположенных в достаточно прибыльных местах. Аналогичная ситуация наблюдается в Москве и Московской области. Однако здесь смена владельца десятка заправок - не такое заметное событие как, например, для Новосибирской области", - объясняет он.

В последнее время дефицит бензина наблюдался в нескольких регионах. Так, две недели назад в Калининградской области начались перебои с Аи-92 и Аи-95. По данным местных СМИ, свободно продавались только дизельное топливо и евробензин по цене 38 рублей за литр. В конце прошлой недели Мурманск столкнулся с нехваткой Аи-92 и Аи-95 на заправках ЛУКОЙЛа и "Роснефти". Не исключено, что подобная ситуация может произойти и в Москве в связи с ремонтом на Московском НПЗ.

Одновременно продолжается рост розничных цен. Независимые операторы приобретают топливо по высоким ценам и в целом повышают тренд по России. Нефтяные компании в зависимости от ситуации либо держат розницу на одном уровне и отрабатывают за счет мелкого опта, либо незначительно повышают ценники на АЗС.