Октябрь подсластил пилюлю
Центральная пресса в январе-октябре 2011 г.
|
Александр Ефремов эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
|
|
|
|
Несмотря на крайне пессимистические прогнозы на последние месяцы этого года, в октябре ситуация с рекламными сборами центральной прессы немного выправилась.
|
|
По сравнению с отрицательными показателями сентября октябрьские почти 11% прироста выглядят настолько невероятными, что мы сочли нелишним еще раз все основательно перепроверить. Но нет, если не считать нереального роста цены за рекламную полосу в нескольких второстепенных газетах, то все остальные данные сомнений не вызывают. Площадь рекламы в прессе в октябре (без учета рекламных изданий) увеличилась на 10,5% (см. Таблицы 1, 2 и Диаграмму 1).
Таблица 1 Доходы центральной прессы от рекламы помесячно, млн. руб. с НДС
Месяц
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
январь
|
1 219
|
1 383
|
+13.5%
|
февраль
|
2 017
|
2 238
|
+11.0%
|
март
|
2 888
|
3 309
|
+14.6%
|
апрель
|
2 826
|
3 077
|
+8.9%
|
май
|
2 441
|
2 557
|
+4.7%
|
июнь
|
2 293
|
2 291
|
-0.1%
|
июль
|
1 894
|
1 757
|
-7.3%
|
август
|
1 651
|
1 718
|
+4.1%
|
сентябрь
|
3 086
|
3 038
|
-1.5%
|
октябрь
|
3 421
|
3 783
|
+10.6%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
23 737
|
25 152
|
+6.0%
|
Источник: АЦВИ, на основе данных TNS Media Intelligence
Таблица 2 Площадь рекламы в изданиях центральной прессы помесячно, А4 (без учета рекламных изданий)
Месяц
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
январь
|
5 077
|
5 854
|
+15.3%
|
февраль
|
8 148
|
8 589
|
+5.4%
|
март
|
11 640
|
12 925
|
+11.0%
|
апрель
|
11 638
|
12 440
|
+6.9%
|
май
|
10 085
|
10 320
|
+2.3%
|
июнь
|
10 075
|
9 977
|
-1.0%
|
июль
|
8 433
|
7 945
|
-5.8%
|
август
|
6 982
|
7 192
|
+3.0%
|
сентябрь
|
12 650
|
12 639
|
-0.1%
|
октябрь
|
13 818
|
15 273
|
+10.5%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
98 546
|
103 154
|
4.7%
|
Источник: АЦВИ, на основе данных TNS Media Intelligence
Диаграмма 1 Доходы центральной прессы от рекламы помесячно, млн. руб. с НДС
Источник: АЦВИ, на основе данных TNS Media Intelligence
Несмотря на то, что октябрь – один из самых богатых на рекламу месяцев года, существенно повлиять на совокупные показатели десяти месяцев он не смог. Общий прирост доходов прессы от рекламы по итогам 10 месяцев вырос до 6,0% по сравнению с 5,4%, зафиксированными по итогам 9 месяцев (см. Таблицу 3 и Диаграмму 2). При этом снижение дохода рекламных изданий за 10 месяцев достигло 7% (по итогам января-сентября падение составляло 5,5%). А вот динамика по еженедельным газетам наоборот улучшилась на 2 процентных пункта, хотя все еще остается в зоне отрицательных чисел.
Таблица 3 Доходы изданий центральной прессы от рекламы в январе-октябре 2010-2011 гг., млн. руб. с НДС (Классификация изданий – АЦВИ)
Тип издания
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Газеты
|
5 752
|
5 982
|
+4.0%
|
Журналы
|
13 730
|
15 209
|
+10.8%
|
Рекламные
|
4 255
|
3 961
|
-6.9%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
23 737
|
25 152
|
+6.0%
|
Источник: АЦВИ, на основе данных TNS Media Intelligence
Диаграмма 2 Доходы центральной прессы от рекламы в январе-октябре 2010-2011 гг., млн. руб. с НДС
Источник: АЦВИ, на основе данных TNS Media Intelligence
Остановимся более детально на результатах октября. Как видно из Таблицы 4, все типы изданий, за исключением рекламно-информационных, показали высокие приросты доходов от рекламы по отношению к октябрю 2010 г. Наибольший прирост – у ежедневных газет. Например, площадь рекламы в «Независимой газете» выросла в 3,5 раза. Первая мысль – «Выборы!». Ничего подобного, политическая реклама в октябре 2011 г. размещалась только в одной ежедневной газете – МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ. И в целом политическая реклама, хотя ее бюджет и увеличился на 289%, осталась на последнем месте и достойна включения в товарную группу «Другое» (см. Таблицу 5).
Таблица 4 Доходы изданий центральной прессы от рекламы в октябре 2010-2011 гг., млн. руб. с НДС (Классификация изданий – АЦВИ)
Тип издания
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Газеты ежедневные
|
430
|
550
|
+27.9%
|
Газеты еженедельные
|
369
|
412
|
+11.6%
|
Журналы ежемесячные
|
1 397
|
1 580
|
+13.1%
|
Журналы еженедельные
|
724
|
825
|
+13.9%
|
Рекламные издания
|
501
|
416
|
-17.0%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
3 421
|
3 783
|
+10.6%
|
Источник: АЦВИ, на основе данных TNS Media Intelligence
Таблица 5 Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в октябре 2010-2011 гг., млн. руб. с НДС
Товарная категория
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
345
|
455
|
+32.1%
|
Автомобили и аксессуары
|
356
|
418
|
+17.4%
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
387
|
408
|
+5.5%
|
Парфюмерия и косметика
|
389
|
361
|
-7.4%
|
Финансовые и страховые услуги
|
145
|
257
|
+77.1%
|
Часы и ювелирные изделия
|
110
|
130
|
+18.1%
|
СМИ и спецмероприятия
|
100
|
129
|
+28.9%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
168
|
128
|
-24.0%
|
Мебель и предметы интерьера
|
102
|
110
|
+8.0%
|
Продукты питания и напитки
|
99
|
100
|
0.0%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
67
|
87
|
+30.7%
|
Недвижимость
|
73
|
81
|
+10.5%
|
Бытовая техника
|
56
|
67
|
+19.2%
|
Строительные товары и услуги
|
74
|
62
|
-16.8%
|
Табачные изделия
|
53
|
61
|
+15.4%
|
Детские товары
|
46
|
54
|
+18.1%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
45
|
47
|
+4.0%
|
Туризм и отдых
|
48
|
41
|
-13.5%
|
Мобильные телефоны
|
10
|
27
|
+185.0%
|
Торговые организации
|
41
|
25
|
-38.5%
|
Бытовая химия
|
12
|
21
|
+85.8%
|
Услуги сотовой связи
|
28
|
20
|
-27.6%
|
Спортивные товары
|
9
|
17
|
+81.3%
|
Социальная реклама
|
3
|
3
|
+13.8%
|
Политическая реклама
|
0
|
1
|
+289.0%
|
Другое
|
209
|
245
|
+17.3%
|
Classified
|
448
|
429
|
-4.3%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
3 421
|
3 783
|
+10.6%
|
По расходам на рекламу в октябре 2011 г. на первое место вышла товарная категория «Одежда, обувь, аксессуары». Ее прирост составил 32%, но еще больше приросли категории «Мобильные телефоны» (185%), «Бытовая химия» (86%) и «Финансовые и страховые услуги» (77%). Впрочем, зафиксированы и значительные минусовые динамические показатели. Так, бюджет «Алкогольных напитков и пива» сократился в октябре на 24%, а «Услуг сотовой связи» – на 28%. Падение по категории No 1 в прессе («Парфюмерия и косметика») в октябре составило более 7%. Но откроем страшную тайну: этот показатель в сентябре составлял минус 16%, а в июне опускался ниже 20%.
В разрезе издательских ниш также не наблюдается однообразия. Прирост доходов изданий варьируется от глубоких минусов (-33% в газетах бесплатных объявлений) до заоблачных плюсов (+ 41% в путеводителях по развлечениям) (см. Таблицу 6). Но, все же, первая десятка издательских ниш увеличила доход от рекламы на 10% и более относительно прошлого года. Это и предопределило относительно неплохие результаты октября по прессе в целом.
Таблица 6 Доходы центральной прессы от рекламы в октябре 2010-2011 гг., млн. руб. с НДС
Ниша
|
2010
|
2011
|
Динамика, %
|
Женские журналы
|
733.1
|
817.1
|
+11.5%
|
ТВ-гиды
|
322.2
|
369.7
|
+14.8%
|
Ежедневные газеты (Кач)
|
274.4
|
366.5
|
+33.5%
|
Еженедельные газеты (Масс)
|
290.8
|
318.7
|
+9.6%
|
Деловые и общ-полит. журналы
|
189.9
|
212.1
|
+11.7%
|
Мужские журналы
|
161.7
|
196.0
|
+21.2%
|
Автомобильные
|
160.5
|
190.5
|
+18.7%
|
Кино и знаменитости
|
143.5
|
164.3
|
+14.4%
|
Интерьер, загородный дом
|
123.6
|
137.1
|
+11.0%
|
Трудоустройство
|
109.4
|
126.4
|
+15.6%
|
Ежедневные газеты (Масс)
|
104.7
|
120.6
|
+15.2%
|
Бесплатные издания
|
147.7
|
114.5
|
-22.5%
|
Каталоги: строительство, интерьер
|
109.0
|
101.0
|
-7.4%
|
Путеводители по развлечениям
|
52.3
|
73.9
|
+41.2%
|
Автомобильные (рекламные)
|
92.3
|
73.2
|
-20.7%
|
Семья, уход за ребенком
|
52.6
|
57.9
|
+10.1%
|
Бесплатных объявлений
|
81.9
|
54.6
|
-33.3%
|
Познавательные
|
41.0
|
50.1
|
+22.0%
|
Компьютерные
|
26.6
|
36.2
|
+35.8%
|
Бортовые журналы
|
25.8
|
33.6
|
+30.2%
|
Здоровый образ жизни
|
33.2
|
32.2
|
-2.9%
|
B2B
|
28.1
|
25.7
|
-8.6%
|
Гастрономические
|
24.8
|
23.1
|
-6.7%
|
Молодежные
|
19.0
|
22.6
|
+18.9%
|
Электронная техника
|
21.1
|
21.3
|
+1.1%
|
Еженедельные газеты (Кач)
|
22.5
|
19.8
|
-12.1%
|
Туризм и путешествия
|
20.8
|
14.4
|
-30.8%
|
Кроссворды и развлекательные
|
6.2
|
6.3
|
+1.5%
|
Садоводство, цветоводство
|
2.5
|
3.4
|
+36.8%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
3 421
|
3 783
|
+10.6%
|
23.11.2011
|