Отечественный авторынок достиг насыщенияЭксперты поделились с Sostav.ru прогнозами по дальнейшему развитию отрасли
Российский автомобильный рынок в прошлом году показал небывалый рост продаж за последние несколько лет. Ассоциация Европейского бизнеса в своем отчете сообщила, что сектор вырос на 39%, что почти в два раза больше, чем в 2010 году. Однако, как полагают эксперты, в ближайшие несколько лет этот показатель останется самым высоким, и вряд ли рынок будет и дальше развиваться такими темпами. Кто в лидерах В целом, продажи легковых авто и LVC на российском рынке в 2011 году оказались на уровне прогнозов ассоциации и составили 2,65 миллиона штук. В пятерку самых крупных игроков вошли альянс Renault-Nissan-«АвтоВАЗ» (879 тысяч штук), GM Group (243,2 тысячи штук), VW Group (228,7 тысячи штук), Hyundai (163,4 тысячи штук) и KIA (152,8 тысячи штук).
Среди автомобильных брендов, реализуемых на российском рынке, несомненным лидером стала LADA с продажами чуть более полумиллиона. Наряду с ней самыми продаваемыми марками стали Chevrolet (173,4 тысячи штук), Hyundai (163,4 тысячи штук), Renault (154,7 тысячи штук), KIA (152,3 тысячи штук). 100%-ного роста продаж достигла марка Volkswagen. Наибольшим спросом в России по-прежнему пользуются бюджетные модели. Причем, из десяти самых популярных моделей девять производятся на территории РФ.
«АвтоВАЗ» «выехал» на господдержке Ни для кого не секрет, что стимулом к бурному развитию рынка послужили две программы: госпрограмма утилизации старых машин и программа льготного кредитования, которыми многие граждане не замедлили воспользоваться. Безусловно, выиграл от господдержки в первую очередь отечественный производитель – «АвтоВАЗ», на помощь которому программы и были рассчитаны. Однако, «иностранцам» тоже перепало: зарубежные компании, осуществляющие производство на территории РФ также стали участвовать в программе льготного кредитования.
Господдержка помогла «АвтоВАЗУ» не просто остаться на плаву, но и удержать лидирующие позиции. Доля отечественного гиганта в общем объеме продаж на российском рынке составила порядка 22%. И, как полагают эксперты, вряд ли другим производителям удастся обогнать производителя в ближайшие несколько лет. По словам аналитика «Автостата» Азата Тимерханова, цены на вазовскую продукцию ниже, чем у его конкурентов, а для огромного числа россиян LADA – предел финансовых возможностей. «То количество авто, которое продает «АвтоВАЗ», является очень высокой планкой. Естественно, что достичь ее в ближайшее время вряд ли кому-то удастся, - считает начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. - Ближайший конкурент - Chevrolet – реализовал 173,4 тысячи авто, что более чем в три раза ниже показателя российского производителя. Кроме того, в актив американского бренда зачисляются продажи Chevrolet-Niva, которая производится на производится на совместном предприятии GM-AVTOVAZ и является плодом труда вазовской конструкторской службы».
Поскольку рынок авто в 2011 году достиг насыщения, а госпрограммы прекратили свое действие, одной из важных задач для «АвтоВАЗа» станет удержание позиций и продаж на уровне прошлого года. Как полагает г-н Топтун, в этом производителю помогут две новые модели - LADA Granta и LADA Largus. «В 2012 году будет продано 140 тысяч LADA Granta, все они найдут покупателя, и завод продал бы больше, если бы смог произвести, - считает аналитик. - Спрос на модель есть, он большой. К лету должна выйти LADA Largus, модель, которая подстегнет продажи под брендом LADA. Largus построен на базе Renault Logan, однако в продажу вернется под брендом LADA». Рынок на распутье Как уже отмечалось, аналитики не прогнозируют бурного роста авторынка в 2012 году. По словам главы комитета Автопроизводителей при АЕБ Дэвида Томаса, рост отрасли сильно замедлится, и годовые продажи составят 2,8 миллиона штук. Таким образом, рынок приблизится к докризисным показателям. Напомним, что в 2008 году в России было продано 2,9 миллиона авто. Если прогноз сбудется, рост составит порядка 7%. В «Автостате» же говорят о наличии двух сценариев: оптимистического (рост рынка составит 5-10%) и пессимистического (падение до -20%). Точно определить, по какому пути пойдет развитие сегмента, пока невозможно – все будет зависеть от экономического климата в мире в целом и стране в частности. В качестве основного тренда в долгосрочной перспективе эксперты называют увеличение продаж иномарок, произведенных на территории РФ. «Этот сегмент будет расти наиболее интенсивно. Компании, построившие здесь производство, начинают выходить на запланированные мощности, - комментирует Андрей Топтун. - Четыре крупнейших производителя - VW Group, GM Group, Ford, альянс Renault-Nissan - подписали соглашение о промсборке по новым правилам, в соответствии с которым предполагается, что по истечении трех лет должны будут выйти на мощности 300-350 тысяч авто. Количество иномарок российской сборки будет расти. Вероятно, импорт будет снижаться». Как известно, в конце прошлого года был подписан протокол о вступлении РФ в ВТО, в связи с чем ожидается снижение таможенных пошлин, что, в свою очередь, повлияет на уровень цен. Однако, как отмечают эксперты, существенного снижения цен на импортные машины стоит ждать только лет через семь, когда пошлины снизят на 15%. Пока что их урежут лишь на 5%, которые скорее всего «съест» инфляция. При этом эксперты отмечают, что пока сложно сказать о том, как будет развиваться ситуация со ставками на автокредитование. Оно является мощным стимулом для покупок авто и некоторые банки уже подняли ставки, хоть и незначительно. |
|||||
Наталья Малютина, Sostav.ru |