Рандеву французов в Швейцарии
В субботу на горнолыжном курорте Кран Монтана завершил работу международный фестиваль рекламы и медиа Cristal. Из Швейцарии – Влад Васюхин, представлявший Sostav.ru в жюри европейской прессы.
В Москве была уже глубокая после митинговая ночь, когда в швейцарских Альпах раздали последние награды XI международного фестиваля рекламы и медиа Cristal. И, разумеется, русскую делегацию, немногочисленную, но бодрую, больше интересовали новости с Болотной площади, чем итоги конкурса, поскольку в номинациях Film, Press, Outdoor, Radio & Print Craft нашим ничего не светило – российские работы или даже в шорт-листы не попали, или, как в случае с тремя радиороликами от московского BBDO, дальше финала не прошли (номинация Radio, вечная Золушка, рекламных смотров, вообще осталась без победителей). Результаты – на официальном сайте www.europecristalfestival.com.
«Здесь трудно победить…» – меланхолично заметил в ожидании начала церемонии член жюри номинации Design Алексей Фадеев, получивший накануне вечером очередную статуэтку за упаковку Mlk.
С одной стороны, с многоопытным фестивальным зубром надо согласиться: наград Cristal присуждает мало – в лучшем случае по одной в категории, иногда еще судьи добавляют «специальное упоминание» в виде бумажки. И никакого тебе «серебра», «бронзы» или призов от «нашего алкогольного спонсора».
Но, с другой стороны, у иных-то агентств после каждой церемонии, а их было четыре, этих «кристаллов» оказывалось, как у дурака махорки! Так что трудности вполне преодолимы, если есть что показать. Но вот тут и возникает вопрос: а зачем?
Зачем Россия участвует в фестивале, имеющем при всей своей «престижности» и «европейскости» ярко и твердо выраженный французский акцент, – загадка. По сути это национальный рекламный чемпионат Франции с международным вкраплением. Ведь даже переехав три года назад в Швейцарию, этот смотр, начинавший свою историю на французском курорте Мерибель, не отказался от идеи двух Гран-при: для лучшей работы из Франции и для лучшей «интернациональной». Нечто подобное практиковалось при царе Горохе на ММФР, когда отдельно выбирали лучшие принты и ролики из российской провинции, да, к счастью, эта местечковое правило было благополучно похоронено.
Понятно, что у наших агентств стимул один: заработать очки рейтинга креативности, поскольку в этом году АКАР впервые включил Cristal в список фестивалей, победы на которых учитываются при выведении заветного балла (а вот украинцы при составлении рейтинга его проигнорировали, и работ оттуда не было). Но! Включен-то он АКАР включен, но только по одной номинации – Media, и что самое смешное – рейтинг ему наши деятели нарисовали ниже, чем… Киевскому и Московскому фестивалям, где уровень работ, разумеется, не сопоставим с тем, что представляют в Кран Монтане французы, испанцы, шведы и англичане.
Как уже писал Sostav.ru, в шорт-лист номинации Media вышло 8 работ из России, одна (Saatchi & Saatchi, «Old Spice Cinema Wave» для Procter & Gamble) получила приз. И это весьма неплохо, потому что – Фадеев прав – победить здесь сложно. И еще одна из причин тому – очень серьезные и авторитетные люди в жюри (что, конечно, не помешало иным судьям львиную долю наград присудить самим себе).
Вообще, Cristal (я был на нем впервые) оставил довольно противоречивые впечатления.
Конечно, он организован в хорошем месте и гораздо лучше, чем все рекламные фестивали на постсоветском пространстве, это даже не обсуждается.
Но при этом начало многих лекций, не говоря уже о церемониях, оказалось смещено. Фестивальный механизм, увы, не работал, как швейцарские часы, присутствовал в нем легкий, временами даже обаятельный, французский пофигизм – команда-то вся из Парижа.
Добиться какой-то статистики оказалось нереально (делегатов «около тысячи», а сколько конкурсных работ и из каких стран – официально так и не было объявлено). Увидеть выставленную на конкурс рекламу тоже невозможно – ни выставки принтов и упаковки, ни показа роликов и рекламных кампаний.
Иные члены жюри откровенно пренебрегали своими обязанностями. К примеру, всемирно известный французский дизайнер Ора Ито, поставленный во главе дизайнерского жюри, появился только на церемонии награждения, а судили без него...
Конечно, уровень спикеров и делегатов впечатляет. Достаточно упомянуть имена лишь двух хэдлайнеров: легендарный Жак Сегела из Havas Worldwide и уже не менее легендарный основатель Википедии Джимми Уэльс. А были и другие докладчики, ради которых стоило забираться в горы.
Из россиян с небольшим спичем на тему «Национальный культурный фон как инструмент для привлечения внимания потребителей» выступил Кира Ласкари.
Демократично, хотя и не без шика, были организованы фестивальные ланчи, коктейли и ужины.
Большое внимание было уделено молодым режиссерам, фотографам и иллюстраторам – в рамках «Форума творческой свободы» и конкурса New Talent. Вероятно, нашим молодым креаторам нужно в следующем году использовать шанс заявить о себе на Западе. Но объявленный в этом году на фестивале «Год России» прошел в итоге весьма незаметно. Даже анонсированный приз для лучшего отечественной работы – Russian Grand Cristal вручен не был…
Нет, это снова был год Франции.
Фото: Екатерины Лавровой, Влада Васюхина и с официального сайта фестиваля.