18.01.2012

Распространителей прессы ждет мультимедийное будущее

АРПП представила Концепцию развития рынка распространения печатных СМИ

Иллюстрация Fotolia

Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) обеспокоена тем, в каком состоянии находится система киоскового распространения традиционных СМИ. Фактически происходит ее разрушение, что сказывается на состоянии культуры и образования россиян. Региональные власти сознательно проводят политику, под предлогом упорядочения уличной торговли уничтожая киосковые сети, отмечают в ассоциации. Ликвидируются объекты нестационарной и лоточной торговли прессой, при этом не учитывается ее социальная значимость. Периодическая печать фактически приравнивается к продукции "второго плана", говорится в обращении АРПП.

Чтобы рынок распространения печатной продукции стал цивилизованным, ассоциация разработала Концепцию развития рынка распространения печатных СМИ. Она призвана "спасти систему розничного распространения газет, журналов и книг". С помощью этого документа эксперты предлагают определить принципы и пути формирования единой государственной политики в сфере распространения прессы в регионах. Пока что, как отмечают авторы концепции, усилия издателей и дистрибьюторов не дают желаемого эффекта. Призывы к региональным властям оказать поддержку прессе как социально значимому продукту не встречают понимания. Специалисты приводят в качестве примера европейскую практику, где киоски и павильоны прессы работают на одном месте по несколько десятков лет и их внешний вид не подвергается со стороны властей требованиям какой-либо реконструкции.

В России только в сегменте распространения печатной продукции занято более 100 тысяч человек, в полиграфической отрасли - более 430 тысяч человек. Если рассматривать рынок розничных продаж, без учёта подписки и бесплатно распространяемых изданий, то через киоски прессы в России реализуется порядка 60% тиражей газет и журналов, говорится в документе.

В среднесрочной перспективе традиционные киоски прессы должны быть модернизированы, стать мультимедийными универсальными точками. В них потребитель сможет воспользоваться услугами платёжного терминала, справочной информацией (визуальной, аудио и печатной), интерактивней картой, получить контент по Bluetoorh или wi-fi (звуковой, фото-, видео), интернет-заказ и так далее. Площадь таких объектов должна составлять не менее 10-12 кв.метров, желательно чтобы это были павильоны со входом внутрь. При этом торговый объект прессы должен иметь не менее 1 тысячи наименований газет, журналов, книг и иных информационных носителей. Необходимо также рассмотреть потенциальные возможности киосков о сотрудничестве с муниципалами, чтобы торговые точки выполняли функцию интерактивного канала для двусторонней связи населения с органами власти.

Развитие киосковой сети требует существенных инвестиций. По оценкам экспертов, стоимость киоска составляет в среднем 500-600 тысяч рублей, а с учётом всех затрат, установка каждого нового киоска обходится до 750 тысяч рублей на одну торговую точку. Для поддержания киоска в рабочем состоянии необходимо тратить минимум 35 тысяч рублей ежемесячно, заработная плата продавцам зачастую составляет до 20% от выручки.

По расчётам экономистов, окупаемость наступает у сети, имеющей как минимум 65 киосков прессы. При меньшем количестве сеть либо убыточна, либо работает по чёрным схемам и уклоняется от налогов. А чтобы окупить вложения в экспедиционные площадки, линии сортировки и IТ-системы требуется около 10 лет при условии существования у каждого дистрибьютора сети киосков в несколько сотен штук. Для сохранения системы распространения объектам прессы необходимо обеспечить уровень рентабельности не менее 5%. Это может быть достигнуто за счёт наличия в ассортименте товаров народного потребления, востребованного со стороны населения, в том числе сезонных и востребованных услуг.

АРПП предлагает медиасообществу, экспертам рынка, представителям органов власти, всем заинтересованным организациям и лицам высказать своё мнение по содержанию Концепции, внести поправки и дополнения. На основе полученных предложений ассоциация доработает документ и направит всем руководителям субъектов Федерации для рассмотрения.

Ирина Милош, Sostav.ru