30.05.2011

Ритейлеры подводят итоги утилизации

Утилизация бытовой техники и электроники позволила ритейлерам привлечь новых покупателей и увеличить продажи

Иллюстрация с сайта itrate.ru

Прием старой бытовой техники и электроники стал успешным маркетинговым ходом, отмечают российские ритейлеры. Скидка в обмен на хлам позволила ведущим торговым сетям увеличить и число покупателей, и выручку. Продажи товаров – участников акции увеличились в среднем на 25–30%.

Условия акции были примерно одинаковы во всех магазинах: сдав старую технику, покупатель получал скидку на новый товар. В «М.видео», например, можно было выбирать из всего ассортимента, конечная скидка зависела от стоимости нового товара. В «Эльдорадо» предоставляли скидку на товар из фиксированной группы (телевизор – в обмен на «черную технику»: ноутбук, смартфон, фотоаппарат, видеокамера). Media Markt также фокусировался на одной товарной категории: новые компьютеры меняли на старые. В акциях уже участвовали телевизоры, холодильники, стиральные машины, пылесосы, фотоаппараты и мобильные телефоны, рассказал «Ведомостям» Бернд Гуральчик, генеральный директор Media-Markt-Saturn Rus.

По итогам акций продажи в магазинах like-for-like выросли на 10%, говорит менеджер по связям с общественностью «М.видео» Антон Пантелеев; в категориях «телевизоры», «домашние кинотеатры» и «белая техника» рост доходил до 30%, подтверждает представитель Media Markt. Директор «Эльдорадо» по маркетингу Александр Шиндяпин отмечает, что уровень интереса к акции «превзошел ожидания»: многие покупатели захотели воспользоваться предложением и после ее завершения.

«М.видео» подсчитал, что в программе приняли участие 90 тысяч человек, а товаров было продано на 1 миллиард рублей. По данным Media Markt, среднее число сданных телефонов и компьютеров в каждом магазине составляет около 650–800 единиц за две недели, телевизоров и «белой» техники – по 350–450 штук в каждой категории товара. Сколько всего покупателей воспользовалось предложением, в компании не смогли уточнить. «Эльдорадо» свои цифры не раскрывает.

Утилизацией техники занимаются специальные компании за счет ритейлеров. Сеть организует тендер, побеждает в нем та компания, которая предложит меньшую цену за вывоз и утилизацию всей партии товара. На складе технику разбирают, а получившиеся детали сортируют: металлы и пластик продают переработчикам. Выгоднее всего разбирать оргтехнику, так как в ней есть драгметаллы. «М.видео» потратил на всю акцию 100 миллионов рублей – это оплата доставки и утилизации, а также размер предоставленных скидок. «Эльдорадо» и Media Markt свои расходы на утилизацию раскрывать не стали. По словам участников рынка, доходы утилизаторов весьма скромные, в среднем ритейлеры платят 2,5–4 тысячи рублей за тонну техники.

Государство участвовать в утилизации бытовой техники не планирует. В Минпромторге сообщили, что распоряжений или заявок разработать специальную программу не поступало. Впрочем, стандарты для рынка сейчас создает Ассоциация рециклинга вместе с РАТЭК. Прорабатываются две модели: утилизация за счет партнерства частных инвесторов и муниципальных образований или же за счет фондов, созданных на основании сборов с производителей техники. Во втором случае расходы будут включаться в себестоимость продукции.